Открытый урок по предмету «Окружающий мир»

На городском семинаре «Творческая мастерская учителя.

 Современные образовательные технологии, используемые педагогами школы»

Тема урока: « Лес - природное сообщество».

 

Цели урока:

показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: ярусами, микроорганизмами, грибами, цепью питания; развивать познавательный интерес, умение работать в парах, группе, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

 

Оборудование: Компьютер, проектор, контурные карты Брянской области, коллекция плодов деревьев, кустарников, листьев, гербариев, словарь Ожегова, компьютерная программа с презентацией.

 

 

 

Ход урока

 

1. Оргмомент

2.  Организация процесса усвоения учащимися нового материала

 

Начинается  урок,

    Он пойдет ребятам впрок,

    Постарайтесь всё понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давать

    И получать оценку «пять»!

 

Учитель: «Ребята, сегодня на уроке мы отправимся за чудесами и удивительными явлениями. А куда, и за какими чудесами мы отправимся, вы узнаете, отгадав кроссворд

 

3. На доске нарисован кроссворд, Дети должны отгадать названия деревьев.

         а) Дерево-доктор.   ( ЛИПА)

         б) Дерево, из которого делают музыкальные инструменты. (ЕЛЬ)

           в) Дерево, которое убивает микробы. (СОСНА)

 

-Выделяем первые три буквы, получаем слово ЛЕС.

- Так куда мы отправимся, что будем изучать. Какова тема нашего урока?                                                    Ответы детей

 

Учитель: «Ребята, а что такое лес?, подумайте»

                                               Ответы детей

Учитель: «Лес- сообщество древесных и травяных растений, различных животных, грибов.»                                                                                      СЛАЙД №1

 

Учитель:   «А какие непонятные слова встретились вам  в этом определении? (учитель вывешивает слово «сообщество» на магнитную доску))

В словаре Ожегова  это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.

Значит, ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ.

 

4. Учитель: «Давайте вспомним обитателей леса.

А) Какие растения вы видите?

Б) Каких животных вы знаете?

В) Кто ещё обитает в лесу?

                                                       СЛАЙДЫ  №2,3,4.

 

-Так чем же отличается лес от сада, парка?

                                               Ответы детей

 

Вывод: Лес может существовать  многие тысячелетия и не нуждается в специальном уходе со стороны человека.

 -Вот вам и первое ЧУДО

- Ребята, а почему так происходит? Нам нужно разобраться! А узнаем мы об этом тогда,  когда побываем в  сказочном царстве – ЛЕСОГРАД»

5.      Учитель: « Ребята, внимательно рассмотрите лес (учитель показывает картину леса)

 а) С чем вы можете его сравнить?( с лестницей, ступеньками)

 б) Чем является лес для живых организмов?

 в) А какой это дом? (большой, многоэтажный)

- А теперь давайте выделим этажи леса и дадим название. Ученые называют этажи леса - ярусами, и располагают их в порядке уменьшения. ( учитель вывешивает таблицу с этажами леса, а также добавляет слово «ярусы» в словарь на магнитную доску)

Ярус (по Ожегову )- ряд горизонтально расположенных предметов..

-А что растет на земле?

- А о каком обитателе мы забыли

                                               И на горке, и под горкой

                                               Под березой, и под елкой

                                               Хороводами и в ряд

                                               В шляпках молодцы стоят

                                                                                     грибы

 

- Так сколько ярусов мы выделили?

- Какие?

Ответы детей

 

- Вот вам и второе ЧУДО

 

6.      Учитель: «Ребята, ярусы леса мы выделили, а теперь мы должны заселить этажи».

   Идет работа по группам «Угадай, чей я?»

- Я раздаю вам гербарии, а вы должны определить:

         1 группа (ботаники) –  по гербариям  листьев определить дерево.

2 группа (зоологи) – по коллекциям плодов и листьев определить кустарник

3 группа (экологи)- по гербариям определить травянистые растения

-А теперь давайте посмотрим лесные этажи на экране 

                                                                            Слайды № 5, 6

 

- А какие ещё ярусы есть?

 

7.       -Ребята, а сейчас перед вами фотографии.  Какие виды леса вы знаете на Брянщине? Кто покажет? А какие деревья растут в этих лесах?

(работает группа ботаников, рассказывают о деревьях Брянской обл.)                                                                                         Слайд №7

                                                                                    

Полезная информация- Сосна богата смолой. Производства полезных веществ из сосны дали названия многим населенным пунктам области:  Дегтяревка ,   Смольяне

С лесами связано происхождение таких населенных пунктов, как Стародуб, Дубняки, Дубровка.

 

-        А теперь ребята, задание на дом – подумайте, в каждом ли виде леса можно наблюдать все этажи-ярусы, которые мы отмечали.( Различия в условиях произрастания  деревьев обуславливают то, что из-за недостатка солнца, тепла, повышенной влажности под кронами деревьев встречается разная растительность.)

 

8. Физпауза        Руки подняли и покачали-

                            Это деревья в лесу

          Руки согнули, кисти  встряхнули,

                    Ветер сбивает росу.

                              В сторону руки - плавно помашем,

                              Это к нам птицы летят.

                              Как они сядут, тоже покажем-

                              Крылья сложили назад.

 

 

9.      - Ребята,  а  каких  лесных обитателей  нашего края вы знаете ? ( Работа по карте Брянской обл. Работа в группах.)

         1 группа (ботаники) - Назовите  лесных зверей в  Брянской области?

2 группа (экологи)- Назовите птиц, обитающих в лесах Брянщины?

3 группа (зоологи)- Назовите  лесных насекомых нашего края?

Ответы детей

 

- Почему же у нас на Брянщине такое разнообразие? Оказывается, Брянская обл. находится в 3 подзонах:

   СЕВЕР - южная подзона тайги

   ЦЕНТР - в зоне смешанных лесов

   ЮГ- зона лесостепей.

 

- А что нам скажут «экологи» о бережном отношении к птицам, зверям и насекомым. ?

Рассказы детей. Информация о Красной книге Брянской обл..

 

10.    Ребята, с растительным и животным миром  царства Лесограда мы познакомились. Но, есть еще третье ЧУДО. Оказывается, в Лесограде все живут в тесной зависимости друг от друга. Давайте докажем это!!

                                                                                     Слайд №8

 

Ученики составляют цепи питания. Идет работа в парах.

- Не забывайте, цепь питания начинается с растений!!

         ВЫВОД: Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится экологическое равновесие.

 

11.    Учитель: « А сейчас перед вами проблемная ситуация. Разрешите её.

           В одном из районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо!!! Чего им не хватало? Как вы это объясните? (Нет в молодом лесу ни одного гриба)

         А когда привезли из старого леса почву с грибницей ( грибница снабжает деревья влагой и минералами, полезными веществами, а грибы получают питание от деревьев) - на новом месте появились грибы и деревья пошли в рост.

Вот вам и ещё одно ЧУДО. А теперь давайте посмотрим на связь деревьев с грибами.

 

                                                                                     Слайд №9

                                                                                             

-Ребята, а каковы же функции грибов? (Дети читают функции на слайде)

                                                                                    

Слайд №10

 

 

12.    У нас в Лесограде тоже выросли грибы. Давайте соберем их и назовем

 

                         Игра «Съедобное  и несъедобное»

«Экологи» рассказывают о грибах.

 

- Вот мы и открыли все чудеса леса и лесного сообщества. (Учитель ещё раз повторяет все чудеса).

 

13. Учитель: « Какое же значение имеет лес для человека? Как вы ребята думаете?»

                                                                                          Слайд №11

     А) дом для растений и животных

     Б) защитник воздуха

     В) место отдыха

     Г) источник древесины

     Д) источник сбора ягод, грибов, лекарственных растений

 

Влияние человека на лес- показ видеофильма ( 2 мин.)

                                                                                                              Слайд №12

 14.Организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала.

         - Почему говорят, что лес - единое целое?

         - Какие чудеса повстречались сегодня в лесу?

      Учитель: «А сейчас мы послушаем голоса птиц и зверей, которые обитают в Брянской области »    Проводится игра «Угадай мелодию»

                                                                                                    Слайд №13

 15. В завершении урока стихотворение: «Скорей собирайтесь на утренний поезд…»                                                                                            Слайд №14

 

ИТОГ УРОКА

Учитель:

- Что вам понравилось на уроке?

- С какими чудесами вы повстречались?

-Какие новые слова узнали?

Учитель дает домашнее задание:

 Вопрос для всех - В каждом ли виде леса можно наблюдать все этажи-ярусы?

Задание  по выбору:

1) Кто желает в будущем стать доктором, изготовьте книжку-малышку «Зеленая аптека» (о лекарственных растениях)

2) кто в будущем хочет стать писателем - найдите пословицы, поговорки, загадки о птицах, животных. Оформите их в альбом.

3) кто в будущем мечтает о профессии художника – нарисуйте плакаты в защиту леса и лесного сообщества.

4) Ну, а у кого «золотые руки»- изготовьте кормушки и скворечники.

5)Подготовить сообщение о любом насекомом, животном или птице.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Конец.

Hosted by uCoz