ЗАЩИТА ВРЕМЕН ГОДА

(коллективное творческое дело для учащихся 1—3-х классов)

ЦЕЛИ ДЕЛА

1. Расширить знания учащихся о временах года: показать свое­образие и неповторимость, углубить интерес к их познанию.

2.   Прививать навык коллективной работы.

3.   Воспитывать добросовестность и ответственность при вы­полнении порученных заданий.

4.   Развивать внимание, мышление, речь.

5.   Сформировать самостоятельность, способствовать творче­ской деятельности детей

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Учитель.                                   

Команды: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (дети).

1-й этап. Предварительная, работа учителя

За две недели до мероприятия в классе вывешивается газета «Когда мы родились?» Дети записывают под соответствующим временем года свою фамилию и имя.

Обязательное условие: ря­дом с написанными данными нарисовать атрибут этого време­ни года. Наиболее часто повторяющийся знак будет являться эмблемой команды при проведении защиты. В конце первой не­дели подводится итог. В ходе обсуждения этого вопроса намеча­ется дело «Защита времен года».

2-й этап.

Планирование коллективного дела

На газете под названием каждого времени года прикреп­ляется кармашек. Получившиеся группы (команды), создан­ные на основе разделения детей по сезонному признаку, в те­чение одной недели опускают в него свои варианты заданий для защиты. Через неделю учитель вместе с представителями от каждой команды обрабатывают полученные варианты; на­мечают, что необходимо подготовить для успешного проведе­ния защиты. Данная информация передается остальным чле­нам команды.

3-й этап. Подготовка коллективного дела

1. Оформление класса:

написать плакаты с фразами из стихотворений о своем времени года;

подготовить выставки «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» (подбор картин, книг; изготовление поделок, книжек; рисун­ки...).

2.   Нарисовать эмблемы команд, придумать приветствие со­перникам.

3.   Вспомнить стихотворения, песни, праздники, отмечающиеся в данный сезон; изменения, происходящие в природе.

4.   Подготовить сюрприз для команд-соперников.

    Слайды № 1-16

4-й этап. Проведение дела

Учитель: «Сегодня мы собрались, чтобы провести дело, к которому долго готовились. Нам предстоит выяснить, какое время года самое красивое, чудесное, интересное. Каждая из команд должна защитить свое время года и доказать его исключитель­ность

Команды знакомятся.

После прочтения загадки встает команда, название которой совпа­дает с отгадкой.                                                                                        Слайды № 17-20

Команда  «Зима» (приветствует соперников)

Тройка-тройка прилетела,

 Скакуны в той тройке белы,

 А в санях сидит царица,

  Белокоса, белолица.

    Как махнула рукавом —

  Все покрылось серебром.

  Команда  «Весна» (приветствует соперников)

Пришла, улыбнулась — утихли метели.

                                 Позванивать стал колокольчик весны.

                                 Река пробудилась, растаяли льды.

                 Наряд белоснежный надели сады.

                 Взревев, за работу взялись трактора.

                 А птицы пропели: «Вить гнезда пора»!

Команда «Лето» (приветствует соперников)

Оно за весною к нам в гости идет,

 С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай;

 Румяный, душистый испечь каравай.

Команда «Осень» (приветствует соперников)

По полям и лесам припасы она

Заготовила нам.

Упрятала их в погреба, закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Учитель: «Вот мы и познакомились с командами. Теперь перейдем к защите времен года, название которых вы носите. Защита состоит из семи заданий. На обдумывание каждого зада­ния дается 2 мин.

Назовите месяцы своего времени года и признаки прихода сезона.

Расскажите стихотворения, перечислите художественные произведения о своем времени года.

Нарисуйте время года.

Опишите изменения в живой природе в данное время года; разыграйте сценки.

Перечислите праздники, отмечаемые в данное время года, и их особенности.

Разыграйте сценки, в которых представлены: труд, занятия, увлечения людей.

Спойте песню о времени года

СЮРПРИЗЫ ДЛЯ КОМАНД

Зима. Игра на внимание: найти различия на рисунках снего­виков.

Лето. Игра «Угадай-ка»: показать веточки ягодного кустар­ника.

Весна. Кроссворд «Весенние явления».

Осень. Игра «Найди и покажи»: учитель называет листья, другие их находят и показывают.

Примечание. В процессе выполнения заданий привлекать к за­щите материалы выставки, демонстрируя их.

Учитель: «Вот и подошла к концу наша игра. Вы были очень активны и достойно защищали свое время года

Учитель задает вопросы, кому какое время года понравилось и почему. Дети поднимают руку и отвечают.

«Разве зима лучше или хуже лета? А как прекрасна осень! Как красива весна! Так что, по-моему, каждое время года по-свое­му прекрасно

                                                                                                                                                                                                                        Слайды № 21 - 27

5-й этап.

Коллективное подведение итогов

На доске висит «экран настроения»: три рисунка с человеч­ками. Каждый выражает определенное настроение:

     - очень понравилось;

                    

                   -было иногда интересно;      

 

                    - не понравилось.

 

Ребята должны прикрепить свою эмблему под изображением того человечка, который отвечал их настроению в ходе игры.

Учитель подсчитывает, сколько ребят остались довольны, неудовлетворены и не довольны игрой?

Затем делаются выводы:

Большинство— защита получилась.

Почему? Что особенно понравилось?

Большинство— дело не удалось. Почему?

Большинство— какие были недостатки?

 Как их можно было избежать?

 

6-й этап. Ближайшее последействие

Учитель подводит итоги, интересуется у детей их предложе­ниями на будущее, хотят ли они провести подобное дело, за­щиту чего проводить. (Защиту школьных предметов.)

 

Hosted by uCoz