ЗАЩИТА ВРЕМЕН ГОДА
(коллективное
творческое дело для учащихся 1—3-х классов)
ЦЕЛИ
ДЕЛА
1. Расширить
знания учащихся о временах года: показать своеобразие и неповторимость, углубить интерес к их
познанию.
2.
Прививать навык коллективной работы.
3.
Воспитывать добросовестность и ответственность при выполнении порученных заданий.
4.
Развивать внимание, мышление, речь.
5.
Сформировать самостоятельность, способствовать творческой деятельности детей
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Учитель.
Команды: «Зима»,
«Весна», «Лето», «Осень» (дети).
1-й этап.
Предварительная, работа учителя
За две недели до мероприятия в классе вывешивается
газета «Когда мы родились?» Дети записывают под соответствующим временем года
свою фамилию и имя.
Обязательное
условие: рядом с написанными данными нарисовать атрибут этого
времени года. Наиболее часто повторяющийся знак будет являться эмблемой
команды при проведении защиты. В конце первой недели подводится итог. В ходе
обсуждения этого вопроса намечается дело «Защита времен года».
2-й этап.
Планирование коллективного дела
На газете под названием каждого времени года
прикрепляется кармашек.
Получившиеся группы (команды), созданные на основе разделения детей по
сезонному признаку, в течение одной недели опускают в него свои варианты
заданий для защиты. Через неделю учитель вместе с представителями от каждой
команды обрабатывают полученные варианты; намечают, что необходимо подготовить
для успешного проведения защиты. Данная информация передается остальным членам
команды.
3-й этап.
Подготовка коллективного дела
1. Оформление класса:
— написать плакаты с фразами из
стихотворений о своем времени года;
— подготовить
выставки «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» (подбор картин, книг; изготовление
поделок, книжек; рисунки...).
2.
Нарисовать
эмблемы команд, придумать приветствие соперникам.
3.
Вспомнить
стихотворения, песни, праздники, отмечающиеся в данный сезон; изменения,
происходящие в природе.
4.
Подготовить
сюрприз для команд-соперников.
Слайды № 1-16
4-й этап. Проведение дела
Учитель: «Сегодня мы собрались, чтобы провести
дело, к которому долго готовились. Нам предстоит выяснить, какое время года
самое красивое, чудесное, интересное. Каждая из команд должна защитить свое
время года и доказать его исключительность.»
Команды
знакомятся.
После прочтения загадки встает команда, название которой
совпадает с отгадкой. Слайды № 17-20
Команда «Зима» (приветствует соперников)
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром.
Команда
«Весна» (приветствует соперников)
Пришла, улыбнулась — утихли метели.
Позванивать
стал колокольчик весны.
Река
пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнезда пора»!
Команда
«Лето» (приветствует соперников)
Оно за
весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие,
долгие дарит деньки,
Чтоб
зрели скорей на полях колоски.
Велит
нам обильный собрать урожай;
Румяный, душистый испечь каравай.
Команда «Осень» (приветствует соперников)
По полям
и лесам припасы она
Заготовила
нам.
Упрятала
их в погреба, закрома,
Сказала:
«За мною нагрянет зима».
Учитель: «Вот мы и познакомились с командами.
Теперь перейдем к защите времен года, название которых вы носите. Защита
состоит из семи заданий. На обдумывание каждого задания дается 2 мин.
Назовите месяцы своего времени года и
признаки прихода сезона.
Расскажите стихотворения, перечислите
художественные произведения о своем времени года.
Нарисуйте время года.
Опишите изменения в живой природе в
данное время года; разыграйте сценки.
Перечислите праздники, отмечаемые в
данное время года, и их особенности.
Разыграйте сценки, в которых
представлены: труд, занятия, увлечения людей.
Спойте песню о времени года.»
СЮРПРИЗЫ ДЛЯ КОМАНД
Зима. Игра на
внимание: найти различия на рисунках снеговиков.
Лето. Игра
«Угадай-ка»: показать веточки ягодного кустарника.
Весна. Кроссворд «Весенние явления».
Осень. Игра «Найди и покажи»: учитель называет листья, другие их находят и
показывают.
Примечание. В
процессе выполнения заданий привлекать к защите материалы выставки,
демонстрируя их.
Учитель: «Вот
и подошла к концу наша игра. Вы были очень активны и достойно защищали свое
время года.»
Учитель задает вопросы, кому какое время
года понравилось и почему.
Дети поднимают руку и отвечают.
«Разве зима лучше или хуже лета? А
как прекрасна осень! Как красива весна! Так что, по-моему, каждое время года
по-своему прекрасно.»
Слайды № 21 - 27
5-й этап.
Коллективное подведение итогов
На доске висит «экран настроения»: три рисунка с человечками. Каждый
выражает определенное настроение:
- очень понравилось;
-было иногда интересно;
- не понравилось.
Ребята должны прикрепить свою эмблему под изображением того человечка,
который отвечал их настроению в ходе игры.
Учитель подсчитывает, сколько ребят остались довольны,
неудовлетворены и не довольны игрой?
Затем делаются выводы:
Большинство— защита
получилась.
Почему? Что особенно понравилось?
Большинство— дело
не удалось. Почему?
Большинство— какие
были недостатки?
Как их можно было избежать?
6-й этап. Ближайшее последействие
Учитель подводит итоги, интересуется у детей их предложениями на
будущее, хотят ли они провести подобное дело, защиту чего проводить. (Защиту
школьных предметов.)