Обобщение правила проверки
безударных гласных и упражнения
в различении корня слова и
подборе однокоренных слов.
Цели: закрепить знания о том, какие гласные буквы нужно проверять и как это
делать, упражнять в подборе однокоренных слов, познакомить с морской лексикой,
развивать речь, воспитать любовь к морю и его обитателям.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка
задачи урока:
Учитель: «Сегодня
ребята мы отправимся на корабле в путешествие по островам океана
орфографических знаний, побываем в гостях у города КОРНЕСЛОВА (главного города
состава слов). Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и
словообразования, постараемся доказать знания этих законов».
См слайд №1
3. Учитель: «К плаванию нужно подготовиться. Вы знаете, что в любом путешествии
капитаны кораблей ведут журналы. Писать в них надо четко, правильно и красиво.
Поэтому, давайте поработаем над формой буквы У»
(Учитель пишет на доске, а ученики в тетрадях -учитель, ученье, учеба, учу).
-
По какому признаку эти слова можно объединить
в одну группу(
у них общий корень)
-Выделите
корень в этих словах. Как называются слова, у которых один корень? Какие
орфограммы нам встретились? Минутка
подготовки закончилась, и мы отправляемся в путь.
4. Учитель: «Вот
и первый остров нас встречает, а на нем стоит славный и главный город КОРНЕСЛОВ.»
- Ребята,
а как вы думаете почему этот город назвали главным? (корень-
папа, а веточки родственники).
- Так
что же такое корень?
- Какие слова
называются родственными?
- А какие слова могли бы вырасти на этом дереве?
См слайд № 2.
- Ребята,
придумайте однокоренные слова с корнем
лес.
- Сколько веточек у
вас получилось(однокоренных слов)?
См слайд № 3.
А в «Школьном словообразующем словаре» 29 таких слов.
- Так что же
объединяет эти слова (общий корень)?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- А вот и новый корень – сад.
См слайд № 4,5
- Запишите в тетрадь однокоренные слова
самостоятельно. Выделите корень.
-Ребята,
а кто придумает слово в котором могут оказаться сразу
2 корня лес и сад?
ЛЕСОПОСАДКА См слайд № 6.
Учитель: «Молодцы,
вы хорошо подбирали однокоренные
слова, а вот эти слова, что у вас на партах растеряли своих
родственников. Помогите им собраться вместе.»
Идет работа в парах.
- Ребята!
Вы хорошо справились с заданием, корень слова доволен, что вы умеете подбирать однокоренные слова, находить
их и выделять корень. Он решил нас отблагодарить и пополнить наши запасы
провизией. Ну, что, возьмем продукты? Да!
Но выбрать мы должны сами :
Сколько сладкого гороха,
Огурцы как на подбор,
На гряде сорвать не плохо
Крупный красный помидор
Пробежишься огородом-
Съешь морковку мимоходом?
(Е
Трутнева)
См слайд №7
-Как одним словом назвать эти слова? (овощи).
- Запишите
эти слова в ед. числе.
- Какие овощи вы еще
знаете?
-Ребята, а как
называются эти слова?
-Это слова с
непроверяемой безударной гласной. Их нужно запомнить Это
словарные слова!!!
- Есть ли здесь слова на другие правила ?(парные согласные на конце – горох, морковь).
- Как проверить
парные согласные на конце? Нет гороха, моркови.
-На какое
правило еще встретились слова? На
безударные гласные. Как мы можем их проверить? Гряды-
гряда, бег – пробежишься.
Учитель:
«Вот мы с вами и вспомнили правила о
безударных гласных и парных согласных на конце и в корне слова. Эти знания нам
пригодятся в пути. Да и овощи тоже.
5. Физпауза.
-Ребята мы хорошо потрудились в городе Корнеслове, запаслись
продуктами. А теперь давайте немного отдохнем.
Ветер дует…
Волна бежит…
Плывем…
Отдыхаем 1,2,3,4
6. –
Отдохнули? А вот и еще один остров на нашем пути – Остров безударных гласных.
См слайд №8
-Но вот беда!! Некоторых жителей острова захватили в плен злые медузы.
Освободить их поможет Королева УДАРЕНИЯ.
- Как вы думаете, почему? (безударные гласные проверяются ударением) Выходит Королева Ударения.
Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты её немедленно
Поставь под ударение
См слайд № 9.
Королева дает задание. – Уберите медуз, вставьте безударные гласные.
Безударные гласные проверяйте ударением.
А Господин Гласный должен согласиться с вами и проверить,
правильную ли вы букву написали.
Выбираем Господина Гласного.
Несколько человек работают у доски, а остальные в тетрадях.
Каменистое дно
соленые брызги
Морские водоросли холодный
ветер
Смелый моряк большие волны
Скалистый берег морской
воздух
На берегу моря полосатый
краб
Зеленеет трава
См слайд № 10.
Господин Гласный проверяет и соглашается.
-Проверяем, как проверить безударную гласную в корне.
-Какие однокоренные слова встретились? Морские
водоросли, морской воздух, моряк.
-Подберите еще однокоренные слова с корнем мор (приморский Приморье).
-А будет ли однокоренным словом морж, ведь он живет в море?
Учитель: «От медуз мы освободились, наше плавание
продолжается. Давайте скажем спасибо Королеве ударения и Господину Гласному».
7. –Ребята, на нашем пути остров пиратов. Он
называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет
с ошибками. Но нам надо благополучно вернуться домой и мы должны доказать, что
хорошо знаем правила орфографии.
Дан
текст: «Исправьте ошибки»
Ветер наморе гуляет
И караблик подганяет.
Он бижит себе ввалнах
Нараздутых порусах.
См слайд № 11, 12.
Дети исправляют ошибки,
объясняют правописание.
- Все справились? Ну, а кто не справился, тот из путешествия
не вернется, и им еще долго придется бороздить моря и океаны, пока не приплывут
к берегу грамотных.
8. Подведение итогов урока
Учитель: «А наше путешествие закончилось. А огромные
океанические скалы задают вам вопрос- вам понравилось
путешествие, почему? Хотели бы еще отправиться в плавание?
- Какие же правила учат правильно писать буквы в корне слова?
-Что такое корень, однокоренные слова? Вы видите ребята, что
нужно учить правила, много читать книг и тогда вы все будете знать.
9. Домашнее
задание.
См слайд № 13..