Обобщение правила проверки безударных гласных и упражнения

в различении корня слова и подборе однокоренных слов.

 

 

Цели: закрепить знания о том, какие гласные буквы нужно проверять и как это делать, упражнять в подборе однокоренных слов, познакомить с морской лексикой, развивать речь, воспитать любовь к морю и его обитателям.

Ход урока

 

1. Оргмомент.

2. Постановка задачи урока:

 Учитель: «Сегодня ребята мы отправимся на корабле в путешествие по островам океана орфографических знаний, побываем в гостях у города КОРНЕСЛОВА (главного города состава слов). Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и словообразования, постараемся доказать знания этих законов».

         См слайд №1

3.      Учитель: «К плаванию нужно подготовиться. Вы знаете, что в любом путешествии капитаны кораблей ведут журналы. Писать в них надо четко, правильно и красиво. Поэтому, давайте поработаем над формой буквы У»

    (Учитель пишет на доске, а ученики в тетрадях  -учитель, ученье, учеба, учу).

         - По какому признаку эти слова можно объединить в одну группу( у них общий корень)

           -Выделите корень в этих словах. Как называются слова, у которых один корень? Какие орфограммы нам встретились?  Минутка подготовки закончилась, и мы отправляемся в путь.

4.   Учитель: «Вот и первый остров нас встречает, а на нем стоит славный и главный город КОРНЕСЛОВ

          - Ребята, а как вы думаете почему этот город назвали главным? (корень- папа, а веточки родственники).

  - Так что же такое корень?

  - Какие слова называются родственными?

  - А какие слова могли бы вырасти на этом дереве?

См слайд № 2.

 - Ребята,  придумайте однокоренные слова с корнем лес.

 - Сколько веточек у вас получилось(однокоренных слов)?

См слайд № 3.

   А в «Школьном словообразующем словаре» 29 таких слов.

 - Так что же объединяет эти слова (общий корень)?

          - Как пишутся корни в однокоренных словах?

          - А вот и новый корень – сад.

См слайд №  4,5

           - Запишите в тетрадь однокоренные слова самостоятельно. Выделите корень.

          -Ребята, а кто придумает слово в котором могут оказаться сразу 2 корня  лес  и сад?

                                     ЛЕСОПОСАДКА                   См слайд № 6.

 

Учитель: «Молодцы,  вы хорошо подбирали однокоренные  слова, а вот эти слова, что у вас на партах растеряли своих родственников. Помогите им собраться вместе  

     Идет работа в парах.

 - Ребята! Вы хорошо справились с заданием, корень слова доволен, что вы  умеете подбирать однокоренные слова, находить их и выделять корень. Он решил нас отблагодарить и пополнить наши запасы провизией. Ну, что, возьмем продукты? Да!

 Но выбрать мы должны сами :

Сколько сладкого гороха,

                                             Огурцы как на подбор,

На гряде сорвать не плохо

   Крупный красный помидор

Пробежишься огородом-

      Съешь морковку мимоходом?

                                                                                       (Е Трутнева)

                                                                                       См слайд №7

              -Как одним словом назвать эти слова? (овощи).

               - Запишите эти слова в ед. числе.

               - Какие овощи вы еще знаете?

               -Ребята, а как называются эти слова?

               -Это слова с непроверяемой безударной гласной. Их нужно запомнить Это словарные слова!!!

                - Есть ли здесь слова на другие правила ?(парные согласные на конце – горох, морковь).

                  - Как проверить парные согласные на конце? Нет гороха, моркови.

                   -На какое правило  еще встретились слова? На безударные гласные. Как мы можем их проверить? Гряды- гряда, бег – пробежишься.

       Учитель: «Вот мы с вами и вспомнили правила о безударных гласных и парных согласных на конце и в корне слова. Эти знания нам пригодятся в пути. Да и овощи тоже.

5.    Физпауза.

             -Ребята мы хорошо потрудились в городе Корнеслове, запаслись продуктами. А теперь давайте немного отдохнем.

 

Ветер дует…

Волна бежит…

Плывем…

Отдыхаем 1,2,3,4

 

6.      – Отдохнули? А вот и еще один остров на нашем пути – Остров безударных гласных.

                                                                                      См слайд №8

 

-Но вот беда!! Некоторых жителей острова захватили в плен злые медузы. Освободить их поможет Королева УДАРЕНИЯ.

- Как вы думаете, почему? (безударные гласные проверяются ударением)  Выходит Королева Ударения.

Если буква гласная

Вызвала сомнение

Ты её немедленно

Поставь под ударение

                                                                                       См слайд № 9.

Королева дает задание. – Уберите медуз, вставьте безударные гласные. Безударные гласные проверяйте ударением.

А Господин Гласный должен согласиться с вами и проверить, правильную ли вы букву написали.

Выбираем Господина Гласного. Несколько человек работают у доски, а остальные в тетрадях.

    Каменистое дно                                  соленые брызги

   Морские водоросли                             холодный ветер

    Смелый моряк                                     большие волны

    Скалистый берег                                    морской воздух

    На берегу моря                                       полосатый краб

    Зеленеет трава

                                                                                См слайд № 10.

Господин Гласный проверяет и соглашается.

-Проверяем, как проверить безударную гласную в корне.

-Какие однокоренные слова встретились? Морские водоросли, морской воздух, моряк.

-Подберите еще однокоренные слова с корнем мор (приморский Приморье).

будет ли однокоренным словом морж, ведь он живет в море?

Учитель: «От медуз мы освободились, наше плавание продолжается. Давайте скажем спасибо Королеве ударения и Господину Гласному».

7.      –Ребята, на нашем пути остров пиратов. Он называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Но нам надо благополучно вернуться домой и мы должны доказать, что хорошо знаем правила орфографии.

Дан текст: «Исправьте ошибки»

 

                             Ветер наморе гуляет

                             И караблик подганяет.

                             Он бижит себе ввалнах

                             Нараздутых порусах.

                                                                              См слайд № 11, 12.

Дети исправляют ошибки, объясняют правописание.

- Все справились? Ну, а кто не справился, тот из путешествия не вернется, и им еще долго придется бороздить моря и океаны, пока не приплывут к берегу грамотных.

8.      Подведение итогов урока

Учитель: «А наше путешествие закончилось. А огромные океанические скалы задают вам вопрос- вам понравилось путешествие, почему? Хотели бы еще отправиться в плавание?

- Какие же правила учат правильно писать буквы в корне слова?

-Что такое корень, однокоренные слова? Вы видите ребята, что нужно учить правила, много читать книг и тогда вы все будете знать.

9. Домашнее задание.

                                                                                          См слайд № 13..

Hosted by uCoz