«Первые
шаги в исследовательской деятельности».
Автор:
учитель высшей категории МОУ СОШ № 1 г. Сельцо
Кондратенко
Людмила Ивановна.
Последнее
время в образовательных учреждениях России большое внимание уделяется
исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования
интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации
школьника.
Исследование
– деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным решением (не путать с практикумом). Исследование
предполагает наличие основных этапов:
- постановка
проблемы,
- изучение
теории, посвящённой данной проблематике,
- подбор
методик исследования,
- сбор
материала, его анализ и обобщение,
- научный
комментарий,
- собственные
выводы.
Детская
потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок
рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию
порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое
развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже
дошкольник может осуществить самостоятельную исследовательскую деятельность – в
форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.).
Вопрос только в том, чтобы для каждого
возрастного периода начальной школы подобрать такие виды исследовательской деятельности, содержание и форма которой были
бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что
собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит
свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и
исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно
раньше своего прихода в детский сад.
Исследования ведут ребёнка к наблюдениям, к опытам
над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении
даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в
окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании
научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными
эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.
Далее, мне
хотелось бы представить работу своей
ученицы Анисовой Натальи, которая решила
выяснить, какую же роль играют зеленые насаждения в жизни города Сельцо,
Брянской области
“Роль зеленых
насаждений в жизни
г.Сельцо”
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Как я
выбирала проблему исследования.
2.Цель моей
работы.
3.Что я
узнала из книг о значении зелёных насаждений.
4.Моё
предположение о последствиях обрезки деревьев.
5.Как я
проводила исследование.
6.Мои
выводы.
7.
Литература.
Как
часто мы не замечаем Хотели лучше-
вышло,
Того,
что окружает нас, как всегда.
И,
не задумавшись, ломаем… Хотя
есть время, и, возможно,
Затем
жалеем по сто раз. Деревья
снова зацветут,
Была
тенистая аллея Пробьются
листья осторожно,
И
лип огромных красота, И
птицы песни запоют…
Сегодня
вот что мы имеем:
Л. Акулова
I.Как я выбрала проблему исследования.
В начале этого года на улицах нашего
города служба ЖКХ стала обрезать деревья, уничтожать зелёные кустарники вдоль
дорог. На уроках природоведения мы изучали значение леса и зелёных насаждений
для жизни человека. В городах деревья и кустарники приносят особую пользу –
очищают воздух от пыли, обогащают кислородом. Поэтому я решила исследовать
проблему, какую роль играют зелёные насаждения в жизни нашего города.
II. Цель моей работы.
Я поставила перед собой цель узнать, зачем
в г. Сельцо обрезаются деревья и уничтожаются кустарники. Что принесёт это
мероприятие жителям – пользу или вред?
Я поставила перед собой задачи:
узнать
1) какую пользу приносят нашему городу зелёные
насаждения?
2) каким хотят видеть свой родной город дети – зелёным
или нет?
3) сколько денег уходит из городского бюджета на обрезку
деревьев?
4) как администрация города и ЖКХ объясняют, почему
обрезают деревья?
5) планируется ли в будущем озеленение
города?
III. Что я узнала из книг
о значении зеленых насаждений для города.
Я прочитала много книг о природе: стихи,
рассказы, энциклопедии. В нашем городе есть липы. Я узнала, что липа - не
только красивое дерево. Летом над раскидистой липой вьются пчёлы. Цветы этого дерева
выделяют много нектара. Из нектара пчёлы получают мёд.
Липа вынослива. Она хорошо приживается на новом месте, легко переносит стрижку. Её
кроне можно красивую форму.
Липа украшает городские улицы, очищает
воздух от пыли.
Я узнала интересные факты:
1)
По подсчетам ученых на нужды одной семьи состоящей из 3х человек за всю жизнь
расходиться 12000 деревьев.
2)
На семью из 3-х человек в сутки
требуется 51кг чистого воздуха.
3)
1га зелёных насаждений за 1 час может поглотить 2кг углекислоты.
4)
60кг макулатуры сберегают одно дерево, которое растёт 59-60 лет.
5)
1га леса поглощает за 1 сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает 200
человек.
1
человек выдыхает 900г углекислого газа
200
человек выдыхают Х г углекислого газа
Составив
пропорцию и решив её, получаем
Х=200*900 Х=180000г=180кг углекислого газа
Значит,
1га леса поглощает за сутки
IV. Моё предположение о последствиях
обрезки деревьев.
Обрезка деревьев принесет вред экологическому здоровью
нашего родного города: уменьшится обогащение воздуха кислородом, некоторые
деревья могут засохнуть, окна домов и квартир будут поглощать больше пыли и
дыма от проезжающих машин. Внешний вид города изменяется не в лучшую сторону,
когда его улицы “украшают” изуродованные рукой человека стволы деревьев.
V. Как я проводила исследование.
Чтобы ответить на все поставленные мною вопросы, я
решила поработать журналистом и встретится с представителями администрации
нашего города, начальником ЖКХ, архитектором и экологом. Я побеседовала с Гашичевой Еленой Николаевной, заместителем главы города.
Ященко Сергеем Ивановичем, начальником ЖКХ, Трофименко
Людмилой Николаевной, архитектором нашего города и экологом Матюшиной Анной
Ивановной.
Я задала им вопросы:
1.Сколько
денег уходит из городского бюджета на обрезки деревьев?
2.
Как администрация города и ЖКХ объясняют, почему обрезают деревья?
3.
Планируется ли в будущем озеленение города?
Выслушав
всех руководителей, я уяснила:
1) Обрезка деревьев проводится на
основании прямого распоряжения нашего губернатора Денина
Николая Васильевича.
2)
Цель обрезки деревьев такова: аллеи лип выросли очень большие, постарели. Почти
20 лет никто не ухаживал за ними. Поэтому решили позаботиться о красоте улиц.
Теперь регулярно за деревьями будут ухаживать. Весь кустарник в городе
запланировали пересадить. Поэтому его сейчас убирают. А потом будут завозить
специальную землю и высаживать новый. Там, где не
посадят новый кустарник, будут разбивать клумбы цветов. Так будет возле здания
администрации.
3)В
последнее время природа преподносит людям много сюрпризов – частыми стали
ураганы, бури. Деревья мешают электрическим проводам. Во время бури они могут
быть угрозой для жизни человека. Сейчас поступает много просьб о спиливании
старых больших деревьев.
4)
В домах рядом с липовыми аллеями мало света и рамы покрываются плесенью. Были
жалобы от жителей.
5)
Сколько же расходуется денег на это мероприятие? Сергей Иванович Ященко
пояснил, что работы ведутся по ул. Кирова. Ещё планируется обрезка деревьев по
улицам Мейпариани, Свердлова и Горького. Работы
только по одной улице Кирова оценены в 93 тыс. рублей. Я подсчитала : на все 4 улицы будет затрачено 93*4=372 тыс. руб., при
условии, что на каждую улицу уйдёт одинаковая сумма. А может быть и больше.
VI. МОИ ВЫВОДЫ.
В
результате исследования и задач, которые были поставлены, я пришла к
выводам:
-
липа – очень красивое и полезное дерево;
-
обрезка деревьев проводиться с целью наведения красоты, чтобы не повреждались
электрические провода во время бурь, чтобы в домах было больше солнечного
света, не было плесени;
-
на обрезку деревьев будут затрачены большие деньги – не менее 372тыс. руб.
-
в будущем наш город будет озеленяться: на улицах заменят кустарники и разобьют
новые клумбы.
-
я и мои одноклассники хотим видеть наш родной город зелёным. А подтверждение
этому мой опрос учеников нашей школы.
(Демонстрация рисунков лип с листочками и сучками).
Ребята! Давайте будем
помнить:
срубить
дерево – 5 минут, а вырастить – 100 лет.
Нас много, ребята!
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Литература.
1. Бианки В. “Лесная
газета”. М.,
2. Плешаков А.
“Зеленые страницы” М.,1995
3. Энциклопедия. В
мире дикой природы. М.,2006
4. Я познаю мир.
Детская энциклопедия: Растения.
М., 1995