Дифференцированный подход в обучении.
Работа в группах.
(творческая мастерская учителя)
Основное назначение дифференцированных заданий состоит в
том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях
учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования
познавательной деятельности в процессе учебной работы.
Основой дифференцированного обучения является хорошее знание
уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных
особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполнения
кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю детей в подвижные
группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным
учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах
изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.
Объединение детей в группы производится в зависимости от их ближайших
перспектив обучения. Например, в I классе объединяю в одну группу
учащихся, читающих по буквам, для формирования у них навыка плавного слогового
чтения; в другую —объединяю учащихся, умеющих читать
по слогам. Тут моя задача .— достичь навыка чтения
целыми словами. В третью группу объединяю учеников, которые умеют читать
целыми словами. В данном случае я распределяю учащихся в группы по способу
чтения, поскольку в I классе одна из главных задач — научить всех свободно, правильно и
выразительно читать.
Объединяю учащихся и в группы по умению работать
самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится
признаком дифференциации учебной работы.
Используя идеи педагогической науки о способах управления
учебной деятельностью, можно разработать логические схемы, с помощью которых эффективно
совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в
процессе изучения сложного материала.
Выработка правильного, сознательного,
выразительного чтения
I вариант II вариант
Читай правильно, Прочитай правильно
найди многосоставные слова
Проверка I
варианта
Найди опорные слова раскрывающие Думай, о
чем читаешь,
содержание текста
Проверка I
варианта
I вариант II
вариант
Найди
образные слова Найти слова,
выражения,
которые понравились
Проверка I
и II
вариантов
I вариант II
вариант
Подумай, каким
го-
Обрати внимание
на разделительные знаки
лосом передашь свое
отношение к прочитанному
Общее задание: Прочитайте текст,
подготовьтесь к правильному, выразительному, быстрому
чтению.
Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках
фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.
Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый
может перейти к более сложному заданию.
Перед использованием дифференцированных заданий
предусматриваю пути, какими каждый учащийся группы может прийти к решению
поставленной перед ним цели. И соответственно работает каждый ученик. Конечным
результатом усилий учителя и учеников будет усвоение материала программы
всеми учениками без исключения, хотя усвоят они учебный материал разными
путями.
Принципиальная
особенность методики состоит в том, что деление детей на группы не носит
постоянный характер. Учащиеся не знают о
том, к какой группе каждый из них относится в данное время. Это способствует
установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжелательных
взаимоотношений, нет случаев зазнайства сильных учеников и не вырабатывается
комплекс неполноценности у слабых.
Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко
продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в
системе уроков по определенной теме.
Приведу примеры, в которых прослеживается сочетание этих
форм на различных уроках.
Фрагмент урока № 1
Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание.
Индивидуальная работа: учитель в это время подходит к парте и помогает ученику, не
мешая остальным.
Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового
материала ведет к тому, что уже на первых уроках изучения новой темы такой
ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со
всем классом.
Но я все время даю возможность слабым ученикам работать
удобным для них способом. Индивидуальная карточка, которую получает каждый
ученик класса, напоминает детям, каким способом можно решить любую задачу.
Карточка-подсказка для слабого ученика
содержит подробное
описание
алгоритма действия, а для сильного ученика я готовлю совсем другие карточки.
Групповая работа: два-три ученика, закончивших самостоятельную работу, с
разрешения учителя осуществляют
взаимопроверку знаний. Это является одним из видов поощрения.
Фрагмент урока № 2
Фронтальная работа: класс под руководством учителя анализирует задачу, а потом
самостоятельно решает по вариантам аналогичную.
Групповая работа: взаимопроверка выполненной работы.
Индивидуальная работа: комментирование учащимися способов выполнения задания.
Причем комментировать может как сильный, так и слабый ученик.
Фрагмент урока № 3
Фронтальная работа: класс получает общее задание (самостоятельно проанализировать
определенный тип задачи).
Групповая работа: учащиеся тихо советуются друг с другом, пользуясь алгоритмом
к установлению связей между величинами задачи и ходом ее решения.
Индивидуальная работа (проводится одновременно с групповой): один из учащихся
продумывает по индивидуальной карточке порядок анализа задачи.
Фронтально-индивидуальная работа: подготовленный ученик анализирует
задачу, привлекая к этой работе класс (ставит вопросы, вызывает кого-нибудь из
товарищей для ответа).
Постепенное усложнение заданий на всех уроках открывает перед
учащимися возможность перейти на более высокий уровень познавательной
деятельности. Задания предлагаются на специальных карточках с указаниями
условий их выполнения. Дети сами могут выбрать задание (легкое или более
трудное). Это формирует соответствующую самооценку учащимися своих
возможностей.
Все решения дети записывают в тетрадях и показывают учителю.
Это обеспечивает обратную связь, благодаря чему я имею возможность подготовить
дифференцированные задания к следующему уроку. Иногда возникает необходимость
увеличить количество этапов, используя «эстафету» заданий по вариантам.
Велика роль и дифференцированных домашних заданий, которые я также стараюсь
индивидуализировать. Но, дифференцируя домашние задания, я делаю это с таким
расчетом, чтобы проверка их не занимала более 5—7 минут. Как правило, я даю
домашнее задание в одном варианте, но дети, которым нужна помощь, получат от
меня дополнительно образцы, опорные схемы, памятки. Но для некоторых учеников
я готовлю индивидуальные домашние задания, которые позволяют детям работать не
только в соответствии с их уровнем подготовленности, но и соответственно
уровню их индивидуальных возможностей. При этом важно учесть и самых слабых, и
самых сильных учащихся.