Дифференцированный подход в обучении.

Работа в группах.

                                                              (творческая мастерская учителя)

Основное назначение дифференцирован­ных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учеб­ных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполне­ния кратковременных диагностических ра­бот, наблюдений объединяю детей в подвиж­ные группы. Особенность этих групп со­стоит в том, что один и тот же ученик по раз­ным учебным предметам может находить­ся в различных группах; более того, в пре­делах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.

Объединение детей в группы производит­ся в зависимости от их ближайших перспек­тив обучения. Например, в I классе объеди­няю в одну группу учащихся, читающих по буквам, для формирования у них навыка плавного слогового чтения; в другую —объединяю учащихся, умеющих читать по слогам. Тут моя задача .— достичь навыка чтения целыми словами. В третью груп­пу объединяю учеников, которые умеют читать целыми словами. В данном случае я распределяю учащихся в группы по спо­собу чтения, поскольку в I классе одна из главных задач — научить всех свободно, пра­вильно и выразительно читать.

Объединяю учащихся и в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка стано­вится признаком дифференциации учебной работы.

Используя идеи педагогической науки о способах управления учебной деятельностью, можно разработать  логические схемы, с помощью которых эффективно совершает­ся дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изуче­ния сложного материала.

Выработка правильного, сознательного,
выразительного чтения                  
I вариант                                                    II       вариант

Читай       правильно,                                        Прочитай  правильно

найди    многосостав­ные слова                                            

Проверка    I   варианта

Найди опорные слова    раскрывающие         Думай,    о    чем    читаешь,        

содержание текста

Проверка  I  варианта
I  вариант                                      II   вариант

Найди образные слова                             Найти   слова,   выражения, 

                                                                  которые  понравились

Проверка  I  и   II  вариантов

I  вариант                      II   вариант

Подумай,  каким  го-              Обрати внимание на разделительные знаки

лосом передашь свое  

отношение к прочитанному

Общее  задание: Прочитайте   текст,   подготовьтесь   к   пра­вильному,   выразительному,   быстрому   чте­нию.

Как правило, дифференциация обуче­ния проводится в рамках фронтальной ра­боты, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.

Такой подход создает равные возмож­ности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному зада­нию.

Перед использованием дифференцирован­ных заданий предусматриваю пути, каки­ми каждый учащийся группы может прийти к решению поставленной перед ним цели. И соответственно работает каждый ученик. Конечным результатом усилий учи­теля и учеников будет усвоение мате­риала программы всеми учениками без исключения, хотя усвоят они учебный ма­териал разными путями.

Принципиальная особенность методики состоит в том, что деление детей на группы не носит постоянный характер. Учащиеся  не знают о том, к какой группе каждый из них относится в данное время. Это спо­собствует установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжела­тельных взаимоотношений, нет случаев за­знайства сильных учеников и не выраба­тывается комплекс неполноценности у сла­бых.

Главным методическим принципом диф­ференциации обучения считают четко проду­манное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.

Приведу примеры, в которых прослежи­вается сочетание этих форм на различных уроках.

Фрагмент  урока     1

Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание.

Индивидуальная работа: учитель в это время подходит к парте и помогает уче­нику, не мешая остальным.

Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала ведет к тому, что уже на первых уроках изучения новой темы такой ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со всем  классом.

Но я все время даю возможность сла­бым ученикам работать удобным для них способом. Индивидуальная карточка, кото­рую получает каждый ученик класса, на­поминает детям, каким способом можно решить любую задачу. Карточка-подсказка для   слабого   ученика   содержит   подробное

описание алгоритма действия, а для сильно­го ученика я готовлю совсем другие кар­точки.

Групповая работа: два-три ученика, за­кончивших самостоятельную работу, с разрешения учителя  осуществляют взаимопроверку знаний. Это является одним из видов поощрения.

 

Фрагмент  урока    2

Фронтальная работа: класс под руковод­ством учителя анализирует задачу, а потом самостоятельно решает по ва­риантам аналогичную.

Групповая работа: взаимопроверка выпол­ненной работы.

Индивидуальная работа: комментирование учащимися способов выполнения задания. Причем комментировать может как силь­ный, так и слабый ученик.

Фрагмент  урока    3

Фронтальная работа: класс получает общее задание (самостоятельно проанализировать определенный тип задачи).

Групповая работа: учащиеся тихо сове­туются друг с другом, пользуясь алгоритмом к установлению связей между величинами задачи и ходом ее решения.

Индивидуальная работа (проводится одно­временно с групповой): один из учащихся продумывает по индивидуальной карточке порядок анализа задачи.

Фронтально-индивидуальная работа: под­готовленный ученик анализирует задачу, привлекая к этой работе класс (ставит вопросы, вызывает кого-нибудь из товарищей для ответа).

Постепенное усложнение заданий на всех уроках открывает перед учащимися возмож­ность перейти на более высокий уровень познавательной деятельности. Задания пред­лагаются на специальных карточках с ука­заниями условий их выполнения. Дети сами могут выбрать задание (легкое или более трудное). Это формирует соот­ветствующую самооценку учащимися своих возможностей.

Все решения дети записывают в тетрадях и показывают учителю. Это обеспе­чивает обратную связь, благодаря чему я имею возможность подготовить дифферен­цированные задания к следующему уроку. Иногда возникает необходимость увеличить количество этапов, используя «эстафету» заданий по вариантам.

Велика роль и дифференцированных до­машних заданий, которые я также ста­раюсь индивидуализировать. Но, дифферен­цируя домашние задания, я делаю это с таким расчетом, чтобы проверка их не за­нимала более 5—7 минут. Как правило, я даю домашнее задание в одном варианте, но дети, которым нужна помощь, получат от меня дополнительно образцы, опорные схемы, памятки. Но для некоторых уче­ников я готовлю индивидуальные домаш­ние задания, которые позволяют детям работать не только в соответствии с их уров­нем подготовленности, но и соответственно уровню их индивидуальных возможностей. При этом важно учесть и самых слабых, и самых сильных учащихся.

 

Hosted by uCoz