Самостоятельная работа над ошибками по русскому языку.

Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая подсказывает  на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец как правильно исправлять допущенные ошибки.

         Каждое правило имеет свой порядковый номер. Он предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему  орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила:

 

Как надо работать над ошибками (памятка для ученика)

1.    Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово пра­вильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.

2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова на­ходится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.

3.    Если ошибка в приставке, узнай у учи­теля или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напи­ши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.

4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное   слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.

6.    Если ошибка в окончании существи­тельного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.

7. Если   ошибка   в   окончании   прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к  которому оно  относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.

Памятка

1. Перенос слов. Ма-ленький, малень-кий. Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.

2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн. (Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун.

3. Большая  буква в  именах  собственных.
Ленинград — название города.
Иванов    Сергей,    Петрович — фамилия,
имя, отчество.

С Жучкой — кличка животного.

4. Безударные гласные в корне, проверяе­мые ударением.

Грозы гроза, снег снега.

5.     Парные  звонкие  и  глухие  согласные  в
конце слова.

грибыгриб, шуба шубка.

6. Непроизносимые согласные в корне сло­ва.

Солнышко солнце; но: опасен опас­ный.

7. Правописание приставки. Из садика; но: переход.

8. Разделительные ъ и ь. Подъезд, вьюга.

9. Раздельное написание предлога со сло­вом.

В   лес, в густой лес.

10.    Мягкий знак (ь) в конце существитель­ных после шипящих.

Ночь — ж. р.; мяч — м. р.

11.     Безударные гласные в окончаниях при­лагательных.

Озером    {каким?)    глубоким;   к   лесу (какому?) сосновому.

12.    Безударные падежные окончания сущест­вительных.

Шел   (по   чему?)   по  площади — 3-е

скл., д. п.  (по степи).

Читали (о   чем?) об улице — 1-е скл.,

п. п.,  (о земле).

Мечтали (о чем?) о космосе — 2-е скл.,

п. п. (о коне).

13.     Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на ить, не искл, 1-е спр.) —
пишет.

Строить    (на   ить,   2-е   спр.) — строят. Смотреть ('искл., 2-е спр.) — смотришь.

14. Глаголы 2-го лица единственного числа. Играешь — 2-е л., ед. ч.

Работа над ошибками по памятке происхо­дит следующим образом. К традиционной палочке на полях, обозначающей орфогра­фическую ошибку, учитель приписывает ма­ленькую цифру — номер орфограммы, поме­щенной в памятке. После проверенной рабо­ты пропускаются две строчки и на после­дующих строчках (слева) ставится столько «галочек», сколько допущено орфографиче­ских ошибок. Ученик, получив тетрадь, пер­вую строчку пропускает, а на второй строчке пишет слова: «Работа над ошибками». Далее на всех строчках, где имелись «галочки», выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учи­тель проверяет и оценивает, при этом учи­тывает правильность и точность исправ­ления.

Таким образом, основными видами само­стоятельной работы учащихся над ошибками являются: 1) самостоятельное отыскивание и исправление ошибок; 2) самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков; 3) самостоя­тельное выписывание слов, в которых допу­щены ошибки; 4) составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки; 5) работа с орфографическим слова­рем; 6) выполнение дополнительных трени­ровочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.

 

 

Hosted by uCoz