Самостоятельная работа над ошибками по русскому языку.
Для организации самостоятельной
работы, домашней работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая
подсказывает на какое правило допущена
ошибка, и в которой дан образец как правильно исправлять допущенные ошибки.
Каждое
правило имеет свой порядковый номер. Он предлагается для того, чтобы ученик мог
быстро и легко найти в памятке нужную ему
орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила:
Как надо
работать над ошибками (памятка для ученика)
1.
Если
ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно
и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2. Если допустил ошибку на правило, то
сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери
слово по составу.
3.
Если
ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и
напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой.
Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое
правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели
корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он
пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
6.
Если
ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом,
к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь
предложение с существительным в этом же падеже.
7. Если ошибка
в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное
вместе с существительным, к которому
оно относится. По роду и падежу узнай
род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с
прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, напиши
неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число
глагола. Составь предложение с этим глаголом.
Памятка
1. Перенос слов. Ма-ленький, малень-кий.
Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща,
чк, чн. (Напиши слово правильно, подбери еще
три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо,
кричу, чугун.
3. Большая буква в
именах собственных.
Ленинград — название города.
Иванов Сергей, Петрович — фамилия,
имя, отчество.
С Жучкой — кличка животного.
4. Безударные
гласные в корне, проверяемые ударением.
Грозы — гроза, снег — снега.
5. Парные звонкие и глухие
согласные в
конце слова.
грибы— гриб,
шуба — шубка.
6. Непроизносимые
согласные в корне слова.
Солнышко — солнце; но: опасен — опасный.
7. Правописание приставки. Из
садика; но: переход.
8. Разделительные ъ
и ь. Подъезд, вьюга.
9.
Раздельное
написание предлога со словом.
В
лес, в густой лес.
10. Мягкий
знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Ночь — ж. р.; мяч — м. р.
11. Безударные
гласные в окончаниях прилагательных.
Озером {каким?)
глубоким; к лесу (какому?) сосновому.
12. Безударные
падежные окончания существительных.
Шел
(по чему?) по
площади — 3-е
скл., д. п. (по степи).
Читали (о чем?) об улице — 1-е скл.,
п. п., (о земле).
Мечтали (о чем?) о космосе — 2-е скл.,
п. п. (о коне).
13. Безударные
личные окончания глаголов.
Писать (не на ить, не искл, 1-е спр.) —
пишет.
Строить (на ить, 2-е спр.) — строят.
Смотреть ('искл., 2-е спр.)
— смотришь.
14. Глаголы 2-го лица единственного числа. Играешь —
2-е л., ед. ч.
Работа над ошибками по памятке происходит
следующим образом. К традиционной палочке на полях, обозначающей орфографическую ошибку,
учитель приписывает маленькую цифру — номер орфограммы, помещенной в
памятке. После проверенной работы пропускаются две строчки и на последующих
строчках (слева) ставится столько «галочек», сколько допущено орфографических
ошибок. Ученик, получив тетрадь, первую строчку пропускает, а на второй
строчке пишет слова: «Работа над ошибками». Далее на всех строчках, где имелись
«галочки», выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над
ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывает правильность и точность исправления.
Таким образом, основными видами самостоятельной
работы учащихся над ошибками являются: 1) самостоятельное отыскивание и исправление ошибок; 2) самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков; 3)
самостоятельное выписывание слов, в
которых допущены ошибки; 4)
составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки; 5) работа с орфографическим словарем; 6)
выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на которые
допущены ошибки.