Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы.

 

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления  познавательной деятельностью учащихся.

Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создании новой системы учебной работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация.

В настоящее время в начальных классах возможно использовать только элементы программированного и алгоритмизированного обучения при формировании орфографических навыков, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание.

Работу на уроках русского языка, по  использованию    алгоритмов, я провожу в 3 этапа:

 

1.Подготовительный   этап   -

 

подготовка   базы   для   работы   с   новым; материалом , актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма,       формирование   нового   навыка.   Учащиеся   должны   быть  подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма,  Время,  отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности  учащихся.

Без этого этапа, по моему мнению, упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок,

 

2. Основной этап:

 

а) У меня начинается с момента объяснения правила. Класс должен  активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Я провожу беседу, в  результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает  понимание и усвоение алгоритма.

б) далее по схеме я с классом разбираю 2-3 примера у доски.

в) раздаю карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице.

Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются  тренировочные      упражнения      (сначала     -     коллективно,      затем     самостоятельно).   Необходима  жесткая   фиксация  умственных   действий (например, в форме таблицы).

газвернутое комментирование (карточки закрываются)

д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).

Тренировочный материал на этом этапе; упражнения учебника,  специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и  самостоятельно    из    учебника    (словосочетания,                                                                предложения    или выборочные слова),

 

3.Этап сокращения операций.

 

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые  операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным  путем,     без  напряжения памяти.  Процесс  свертывания происходит не  одновременно и разными путями у разных учащихся.

Своевременному свертыванию    алгоритма способствуют сокращенные ; комментарии   и   образцы.      Комментарии   эффективны     тогда,      когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны  между      собой      общими      признаками      и      имеют      определенную последовательность.

Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.

Для улучшения усвоения модели алгоритма я использую в своей работе специальные приемы:

1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться помнить последовательность операций;

2)      письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из

учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому  - отвечать на них;

3)  вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах "да", при четырех "нет"?

Вспомогательный алгоритм (формирование грамматических понятий) ; не требует особых приемов работы. Они просты и усваиваются без  (наглядных схем и карточек. Строятся они на основе анализа;  грамматического значения и грамматических форм слова. Сначала идет   различение слов по значению (предмет:    кто?    что?). Одновременно  

практические   навыки в определении грамматических форм: число (один-много), лицо (я-ты-он) и т.д. Потом алгоритм на определение частей речи:       1) Установи связь слов.

2)     Что обозначает слово?

3)     Что обозначает его окончание ( суффикс )?

4)     Как изменяется слово?

5)     На какие вопросы оно отвечает?

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АЛГОРИТМАМ

     

Система работы по алгоритмам предполагает, прежде всего овладение   алгоритмами поиска. Существуют алгоритмы курса, которые охватывают  все изученные правила орфографии, (указывают на главные типы  орфограмм и обязывают учащихся к всесторонней проверке текста.  Каждый пункт этого алгоритма развертывается в самостоятельный  алгоритм поиска, те, в свою очередь, иногда тоже распадаются на алгоритмы поиска. При использовании такого алгоритма в своей практике я применяю следующие упражнения: направленный, или выборочный, орфографический разбор с  различными задачами:

-    

-   обозначить соответствующими цифрами все орфограммы прямо под строчками;

                                                              -  обозначить орфограммы выборочно ( например, лишь с цифрами 3,

                                                                          комментированное    письмо    с    одновременным      обозначением цифрами

соответствующих орфограмм:

                                                              -      упражнение с записью слов по рубрикам или строчкам  соответствующим пунктам этого алгоритма.

Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.

Обучаясь письму, таким образом, ученик каждое слово анализирует фонетически и по составу. Это приучает его замечать все виды орфограмм, обнаруживать, где надо писать, как слышишь, где проверять правилом,  где зрительно или на слух вспоминать написание. Особенно полезны такие упражнения для посредственно успевающих и  отстающих учеников.

С   целью   подготовки   к   обучающему   эксперименту      мною   были

разработаны конспекты уроков по орфографическим темам, (программа 1-4).   В ходе эксперимента  я  пыталась  выяснить, насколько эффективно  и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах.   На разных   этапах   формирования орфографического

навыка используются различные виды устного рассуждения по алгоритму. Приведу конспект урока объяснения и первичного закрепления

материала. (См приложение 1)

В ходе экспериментальной работы были определены следующие ступени свертывания алгоритма:

1  ступень - полное рассуждение;

2  ступень - частичное сжатие:

3  ступень - максимальное сжатие.

В решении орфографической задачи выделяется:

1) нахождение орфограммы и определение ее типа;

2)      определение порядка решения задачи в общем виде, его модель;

3)      сама проверка данного случая;

4)      запись проверенного слова, словосочетания.

Первый пункт не подлежит свертыванию в начальных классах. Эту ступень можно сократить только в формулировках. От ученика достаточно требовать лишь одного слова или письменного сокращения (разделительный ъ), а не полного названия правила.

Второй   пункт   подлежит   наибольшему   сокращению.       Он   может совместиться с проверкой.

Свертывание третьего пункта происходит постепенно. А сейчас я приведу фрагмент  урока,  в котором происходит частичное сжатие алгоритма:

-   На сегодняшнем уроке мы попробуем определять орфограмму 'Разделительный ъ " более быстрее, чем раньше. Для этого упростим рассуждение  по  алгоритму.     Рассуждаем  так:   "ОБ…ЯВЛЕНИЕ";  раздели тельный ъ или ь ?

-   "ОБь-" - приставка на согласную, перед "я", следовательно, пишем ъ : ОБЪЯВЛЕНИЕ.

(Затем 2-3 человека рассуждают таким образом вслух.)

-  Для    закрепления    выполним упражнение.     Орфограмму выделим
графически: обозначим приставку, согласную в ней подчеркнем одной

чертой, гласную в корне двумя.

Если навык применения данного правила возможно отработать до автоматизма, то можно переходить к стадии максимального сжатия (3-я ступень). Это возможно, если стадия частичного сжатия учениками усвоена полностью. А вот   фрагмент урока, где рассуждение по   алгоритму достигает стадии максимального сжатия:

-  На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по алгоритму орфограммы "Разделительный ъ ".   Рассуждаем  так: "ОБЪЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ-", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБЪЯВЛЕНИЕ.

-  Разберем слово "СъЕХАЛ" по-новому (2-3 ученика рассуждают вслух).

-  А теперь сделаем упражнение, рассуждая вслух.

Таким образом, при помощи максимального сжатая алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма.

Каковы же результаты экспериментальной работы . (См приложение 2).

 

Организация экспериментальной работы по орфографии в начальных классах с применением алгоритмов различных видов.

Во всех классах начальной школы есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько таких тем.   Разделительный ь

В   начальных  классах   дается    формулировка   правила: "Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, и, ю, я, когда слышится звук."

Первое условие применения этого правила - умение слышать звук [j] в словах. Обучение такому происходит лучше всего на основе контраста слов с [j] и без него: "солью солю".

Такие упражнения у меня выполняются детьми на первом этапе, еще до знакомства с правилом.

Учащиеся решают познавательную задачу: слова "полет" и "польет" звучат по-разному и значения имеют разные; как же отразить эту разницу на письме?

Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит звук [j]: "по-йй-от"), после согласного перед гласными буквами е, е, и, ю, я гоппется ь.

Алгоритм

1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]?         '

1                                                     I

да, слышится            нет, не слышится:

пиши без ь

2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, ё, И, Ю, Я?

да, есть одна           нет: пиши без ь

из них

3 шаг. Пиши после согласного ь, после него- одну из указанных букв.

I Проверь написанное.

Образец рассуждения

Слово "черная", здесь перед "я" слышится звук [j]: "чооо-рр-ннайй-ааа", но согласного нет, следовательно, ь не пишется.

Слово "лисья", здесь после согласного [с'] слышится звук [j], далее - буква я: "л'л'тпш-с'с'с'-шш-ааа", "лисья".

Непроизносимые согласные.

 

Причина этого явления- в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются: "здравствуйте" - "здраствуйте" - "драсте".

Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний "стн", "здн", "стл", "рдц". "вств", "лнц".

Опознавательный        признак        орфограммы          "непроизносимые

согласные" в слове- сочетание [сн]  или [зн]. Что касается других сочетаний, то они лучше усваиваются запоминанием: "солнце", "чувство", "сердце" и др.

Следует  уделить  внимание   "ложным  сочетаниям",  в  которых     при подборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсньгй] ("чудо", "чудеса").

Порядок изучения темы:

а)   наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые
согласные;
                                              

б) выделение сочетаний, в которых они бывают;

в) составление правила проверки;

г) составление алгоритма проверки;

д) введение случаев "ложных написаний";

е)   тренировка-проверка вариантов написания,                связанных с
изученным правилом;

ж) поиск орфограмм в тексте;

з)   составление предложений и текста с использованием слов с
изучаемой орфограммой.

Алгоритм проверки

1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных?

есть: [сн],[зн]          нет: проверять нечего.

2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо.

3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное.

Слово "звездный": есть сочетание [зн], проверочные слов "звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами

"з" и "н" пишем букву "д": "звездный".

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА  В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.

В изучении рассматриваемой орфографической темы выделяются следующие ступени.

Во-первых, учащиеся должны сориентироваться в необходимости самой проверки. Ударные окончания проверке не подлежат. Правило применимо только к тем случаям когда личное окончание безударное.

Во-вторых, школьник должен понимать, какое правило нужно использовать  для проверки     данного     глагола.     Правилами    I    и    II спряжений можно проверять только безударные окончания настоящего и будущего времени.

В-третьих, необходимо составить таблицы спряжения глаголов в настоящем и будущем времени, а затем- таблицу окончаний по лицам, с разграничением I и II спряжений глаголов.

Спрягая глаголы письменно под контролем учителя, т.е. составляя таблицы, учащиеся выделяют личные окончания глаголов, сопоставляя ударные и безударные варианты, запоминают их.

Следующий этап - тренировка в определении времени, лица, числа

глагола, встретившегося в тексте, а также образование неопределенной

формы глагола.

Когда достигнут уровень высокой точности умения определять форму

глагола, вводится правило проверки орфограммы. Оно не может быть

выведено эмпирическим путем, его дает учитель в готовом виде, и оно

усваивается в процессе его применения. Сообщаются также и

исключения: 4 глагола, оканчивающиеся в неопределенной форме на " ать",

и 7 глаголов на "-еть", принадлежащие ко II спряжению.

На следующем этапе составляется алгоритм. Он достаточно сложен.

1 шаг. Проверь: проверяемое слово - глагол?

да       нет

2 шаг. Определи время (настоящее или будущее).

3 шаг. Определи окончание. Безударное ли оно?

       

    безударное               ударное: проверять не нужно.

 

4 шаг. Образуй неопределенную форму глагола, проверь

правильность ее образования.

 

         5 шаг. На что оканчивается неопределенная форма?

                          на "-итъ"                                на "-ать" ("-уть", "-еть",

"-оть", "-ыть", "-ти" и др.)

6 шаг. Найди в таблице личное окончание.     Проверь, если оканчивается на "-ать"("-еть"), не относится ли к числу  исключений.

 

7 шаг. Глагол II спр.    Да                                      нет

                                                                            пишем в окончании «а», «я»

8 шаг.     Найди по таблице личное  окончание.

Глагол I спр.,  пишем окончание с гласными

                                   "е", "у", "ю".

 

Образец рассуждения.

"С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк." (А. С.Пушкин)

В этом предложении глагол "выходит", он стоит в настоящем времени, в 3-ем лице ед.ч., его окончание безударное - "ит/ет", нужно проверить. Чтобы узнать спряжение, ставим в неопределенную форму: "что делать?" "выходить"; неопределенная форма оканчивается на "-ить", значит, глагол II сир., в окончании должен быть звук [и], пишем окончание "-ит": "выходит".

Свой вариант составления алгоритма на это правило предлагает
В.Ф.Гутенев.       Работа      ведется      дедуктивным      методом.      Сразу

вырабатывается алгоритм действия:

1. В окончаниях глаголов I спр. пишутся гласные е, ё; в
окончаниях глаголов
II сир. - гласная и.

сравни: пишешь, идешь - говоришь; пишет, идет - говорит; пишем, идем говорим; пишете, идете - говорите.

2.        Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями может определяться по инфинитиву: если глагол в инфинитиве оканчивается на "-ить", то это глагол II спр., и, следовательно, в его личных окончаниях надо писать гласную "и". В остальных случаях, кроме исключений, в глаголах I спр. в окончаниях пишем гласную "е" (гласная "е" всегда ударная).

3.        Исключение: 4 глагола на "-атъ" (гнать, держать, слышать, дышать) и 7 глаголов на "-еть" (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть) относятся ко II спр.

После этого создается алгоритм действия:

инфинитив на ...

I -ить     -ать (-ять)

            -уТЬ еть

                       П спр.          I спр. .

!                    

и                    е

строишь      читаешь

          дуешь

           болеешь

            исключения

гнать <  ать

держать  слышать  дышать      

смотреть < еть

 видеть

ненавидеть

терпеть

вертеть

обидеть

зависеть

Алгоритм действия реализуется следующим образом:

стро…шь        пишшь

 


строить                 писать

II спр.                     I спр.

строишь           пишешь

Образец рассуждения: пишешь - писать, ТЬ, 1спр., Е пишешь.

 Стадии свертывания данного алгоритма:

1.  СТРО…ИШЪ - строИТЬ - ИШЬ

ить

I

и-

БОЛЕЕШЬ - болеть - не ИТЬ - Е

2. ВОД..Ь - ИТЬ - И

СЕ…ЕТ - не ИТЬ - Е

 

Хотелось бы отметить, что в данном случае используется другая классификация алгоритмов обучения, чем в нашей работе. Согласно этой классификации, алгоритмы обучения орфографии делятся на алгоритмы правила и алгоритмы действия. Алгоритмы правила составляются на основе последовательного раскрытия пунктов правила, тогда как алгоритм действия есть практическое предписание для выполнения реальных действий, направленных на получение конкретного результата.

Алгоритмы обоих типов мы можем рассмотреть на примере темы "Мягкий знак после шипящих", описание работы над которой также дано В.Ф.Гутеневым.

Обший алгоритм правила составляется на основе частных выводов и имеет следующий вид:

"ь" после шипящих (иг щ, ч, ж)

 

пишется                      не пишется

сущ.     глаг.          нареч. частица   сущ.        тгоилаг.

 

И.п   инф. 2л. повел.   |       |      И.п Р.п     краткие

ед   ед.ч накл.          |       |  ед.ч мн.ч

тушь беречь |   режь наотмашь лишь    нож луж     хорош
рожь
         |   (-те) настежь    [       луч туч     горяч

дочь       идешь (-ся) навзничь   |
вещь                           |

исключения

I      I

уж      аж замуж

невтерпеж

Алгоритм правила читается сверху вниз

Например: ь после шипящих пишется в глаголах 2 лица ед.ч.; ИДЕШЬ. Если   алгоритм   правила   читать   снизу   вверх,    получается алгоритм действия, который работает в 2-3 шага. Например:

РЕЖ…ТЕ             ХОРОШ

повелител.             краткая форма

наклонение             прилагательного

глагол                  не пишется

пишется               ХОРОШ

РЕЖЬТЕ

Однако, исходя из данного примера, нельзя делать вывод, что алгоритм действия и алгоритм правила выводятся друг из друга именно таким образом. Это происходит разными путями. В некоторых случаях бывает достаточно только алгоритма правила или алгоритма действия.

Таким образом, я показала ряд примеров, рас1фьшаюнщх пути применения алгоритмов обучения орфографии в практике начальной школы и убедилась, в том ,что при их составлении необходимо учитывать подготовленность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводится данное правило на данном этапе изучения. Необходим подготовительный период достаточной продолжительности, на котором дети выполняют различные типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в классе в процессе изучения и усвоения правила.

Важную роль, по моему мнению, также играет умение правильно рассуждать по алгоритму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т.е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью.

Таким образом, при современном развитии науки и техники, ' при увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших дос­тижений науки и техники. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепций алгоритмизации обучения.

Алгоритм обучения может быть элементом программированного обучения как системы учебной работы с опосредованным программным управлением познавательной деятельностью учащихся. Но, учитывая реальное положение материальной базы в школе, целесообразнее ис­пользовать алгоритмы обучения при решении грамматико-орфографических задач, имеющих следующую структуру: вопрос - условия - порядок решения - ответ. Этот метод обучения орфографии развивает мышление учащихся как один из проблемных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема: "Правописание разделительного твердого знака",

Цель: 1) Ознакомление учащихся с правилом правописания ъ.

2)      Составление алгоритма по правилу,

3)      Обучение использованию алгоритма.

Ход урока.

I. Оргмомент. II. Объяснение нового материала.

-  На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется ь.

-  Посмотрите на доску. Здесь записаны пары слов: обе­дать-объедать, сел-съел. В первых из них ъ нет, во вторых - есть. Между какими частями слова он стоит? (между приставкой и корнем)

-  На какой звук оканчивается приставка - согласный или гласный? (на согласный).

- С какой буквы начинается корень? (с гласной).

-     А теперь приведите несколько примеров слов с разделительным ъ. (учитель записывает примеры на доске, выделяя приставку, подчеркивая согласную в ней и гласную в корне).

-     Во всех этих словах есть приставки, которые оканчиваются на согласный, и корень, который начинается с гласной "е", "е", "ю", "я".

А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ?

- Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся
на согласную, перед буквами "е", "е", "ю", "я".

-       Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его в учебнике.

-       Кто может его повторить? (2-3 человека по желанию).

-       А теперь давайте наметим порядок применения нового правила, чтобы на письме ничего не упустить, т.е. составим алгоритм.

Главное для нас знать,   есть ли в слове приставка.   Это будет наш первый

шаг.

Учитель пишет:

1. Есть приставка?

-  Если ее нет, будем писать ъ?

-  Нет.

-  Правильно (на доске: Нет -> ъ не пишется).

-  А если приставка есть, то какой она должна, быть?

-  Она должна оканчиваться на согласную.

-  Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да. 2.Оканчивается на
согласную? )

-  Если она оканчиваются не на согласную, то будем ли мы писать ъ ?

-  Нет. ( на доске: Нет -> ъ не пишется )

-  А если в слове есть приставка и она оканчивается на согласньш, какое еще условие должно выполняться, чтобы мы смогли написать ь ?

- Корень должен начинаться с буквы "е", "е", "ю", "я".

 

- Правильно. Это наш третий шаг. ( на доске: Да. 3.После приставки -
"е", "е'\ "ю", "я"? )

-   Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать ъ ? ет.

-   Правильно. ( на. доске: Нет -> ъ не пишется )

-   А если одна из этих букв есть?

-   ъ пишем.

-   Правильно, ( на доске: Да -> ъ пишем ) На доске появляется запись:


АЛГОРИТМ


ПУНКТЫ ПРАВИЛА


 


1. Есть приставка?


После приставки.


Да         Нет

              Ъ не пишется

2. Оканчивается на          оканчивающейся на

согласную?                                   Согласную

                 Да      Нет

                                 ъ не пишется

3. Есть после приставки буквы "е", "е". "ю", "я"?  перед "е", "е", "ю", "я"

ь не пишется ъ.

III. Первичное закрепление.

- Попробуйте по этому алгоритму повторить  правило  и разобрать

несколько слов (слова на доске).

-   Чтобы вам было удобнее, я раздам карточки с записью нашего алгоритма.

-   Первое слово "въехал". Есть ли в нем приставка?

-   Да, приставка "в-".

-   Обозначим ее. Следующий шаг: оканчивается .ли она на согласный?

-Да.

-   Подчеркнем ее,

-   Последний шаг; есть .ли после приставки "е", "е", "юв, "я"?

-   Да, буква "е".

-   Подчеркнем ее. Значит пишем ъ ? а.

-  А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы будем писать
следующее слово - "объявление".

- Теперь выполним упражнение из учебника. Вставим пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. При этом выделяем приставку, подчеркиваем согласную в ней одной чертой и гласную в корне двумя чертами.

IV. Подведение итогов урока.

- Какое новое правило мы узнали?

(Учащиеся рассказывают формулировку правила.)

-  Что мы сделали, чтобы лучше запомнить правило ? (составили по нем}' алгоритм)

-  Какой первый шаг в нем ? (Узнать, есть ли в слове приставка.)

-  Если есть, то какой второй шаг ? (Узнать, оканчивается ли она на согласную.)

-  Если да, то какой третий шаг ?

(Узнать, стоит ли после приставки одна из букв "е", "е","к>", "я".) Если стоит, то пишем ъ ?

(Да.)

Д/з: правило, упражнение, оценки за урок.

Приложение 2

Контрольный словарный диктант.( 20 слов)

Подъезжать, объезд, въехать, отъезд, подъезд, съехали, объявление, съёмка, разъяснение, киносъёмка, съесть, объём, инъекция, объятия, изъявить, субъект, съёжиться, съезд, предъявлять, объединение.

Из 23 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим 20  слов  на правило  правописания разделительного  ъ,   справились     20 учеников, что составляет 95%.

Качество знаний- 75%; "отлично" получили 30% (6 учеников) "хорошо" - 45% (9 учеников), "удовлетворительно" - 20% (5 учеников),  "неудовлетворительно" - 5% (2 ученика).

Работа     с      алгоритмами     способствовала     развитию     логичности высказываний учащихся; сознательном}/ усвоению правила помогала слабым ученикам успешно пользоваться правилом.

 

 

 

 

Приложение 3

ПРИМЕРЫ АЛГОРИФМОВ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ТЕМАМ, ИЗУЧАЕМЫМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания Приставки (предлога)

1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?

Да                                                          нет: пиши слитно,

это приставка.

2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?

Да: пиши раздельно,                                  нет: пиши слово,

это предлог.                                          это приставка.

Алгоритм употребления ъ после шипящих на конце Имен существительных.

1 шаг. Проверяемое слово - существительное?

Да                                                                 Нет: проверь по

словарю.

2 шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ)?

Да                                                                Нет: проверь по

словарю.

З шаг. Определи род: женский, мужской.

Женский: пиши «ь»                                      мужской: «ь»


Варианты алгоритмов проверки безударной гласной в корне.

1) Алгоритм проверки безударного звука [э] (на письме буква «е»). Применяется в тех случаях, когда безударный [э] не удается проверить ударным [э].

1 шаг. Можно ли подобрать проверочное слово с ударной «е» Звучит [о] после мягкого согласного)?

Да                                                     .             Нет: проверь слово

По словарю.

2шаг. Сопоставь, сравни проверочное и проверяемое слова.

Напиши ту гласную, которая обозначает в проверочном слове Ударный звук - букву «е» Проверь написанное.

Алгоритм проверки слов с 2-мя безударными гласными в корне.

1шаг. В слове есть сочетания «-оро-», «-оло-», «-ере-», «-еле-». Какие гласные здесь безударные?

Оба гласных                                      один гласный: подбери

проверочное слово.

2шаг. Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука.

Удаётся найти

проверочное слово                                            не удаётся: проверь по

словарю

З шаг. Подбери второе проверочное слово.

Удаётся найти                                                   не удаётся: проверь по

словарю проверочное слово

4шаг. Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочными. Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное.


Варианты правописания «НЕ» с глаголами.

1) 1шаг. Найди в предложении глагол. Есть ли при нём отрицание «НЕ»?

Да                                                                                   нет: проверь по

словарю

2шаг. «НЕ» с глаголами пиши раздельно. Проверь написанное.

2)1 шаг. Найди в предложении отрицание «НЕ».

Есть                                                                                    нет: проверять

нечего 2шаг. К какому слову, к какой части речи относится «НЕ»?

К глаголу                                                                    к другим частям речи -

ты проверять ещё не умеешь, спроси у учителя

Зшаг. «НЕ» с глаголами пиши раздельно. Проверь написанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1,Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. - 1945.

2. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. -М.- 1982.- С.4.

З.Баранов   М.   Применение   графической   наглядности   в   процессе обучения орфографии: начинающему учителю // РЯШ. - 1991. - N2. -С.35-41.

4.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. - Воронеж, 1977.

З.Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. -Педагогика, 1989.

богданова Г. А. Опрос на тооках русского языка. - М. - Просвещение. 1989.

7.Богоявленекий Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии // РЯШ. - 1976. - N4. - С. 12.

З.Виноградов В.В. Вопросы русской орфографии, - М. - 1964,-С,1о.

9,Власенков А.И. Материалы к исследованию по теме "Использование алгоритмов в обучении орфографии". - М. - Просвещение, 1965. - С.23.

Ю.Габитова В. Схемы при обучении орфографии: методическая почта // РЯШ. - 1991. - N1. - С.32-34.

П.Гутенев В.Ф. К теории и практике обучения русскому языку. 1ЕБСЕ, "1979.

12.Жиленко АХ. Использование алгоритмов при изучении орфографии // РЯШ. - 1986. - N5. - С.53-55.

14.3агвязгшский В.И. Противоречия процесса обучения. - Свердловск, 1971.

15.3аморзаева Е.М. Поэтапная обработка орфографических навьжов на основе алгоритмов. Обучение в восьмилетней школе. .- 1977.-С.55-71.

16. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990.

17.Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // НШ. -1986.-N10.-С.35-41.

18.Мейеров В. Орфограммы; связанные с употреблением букв ь и ъ: методика и опыт // РЯШ. - 1990. -N1. - С. 16-25.

 

Hosted by uCoz