Агурина Т. В.
Комментарии к уроку Кондратенко Людмилы
Ивановны,
учителя начальных классов МОУ «Сельцовская СОШ №1».
Тема урока: Заглавная буква И. Написание заглавной буквы
И в именах людей и географических названиях. Упражнение в чтении и письме.
Тип урока: урок комбинированный. Имеет целью
закрепление знаний, включение новых знаний в ранее приобретенные.
Цели урока:
1. Упражнять ребят
в чтении слов с буквой И.
2.
Конкретизировать и дополнить знания детей о написании заглавной буквы И в именах людей и географических названиях.
3. Учить детей
различать слова и предложения.
4. Упражнять детей
в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.
Задачи урока:
1.
Образовательные: продолжить работу над слого-звуковым
анализом слов, над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью.
2. Развивающие:
развивать устную речь учащихся, их кругозор, развивать образное и логическое
мышление, развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук,
развивать умение анализировать, обобщать.
3. Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы; воспитывать
усидчивость, аккуратность, прилежание, любознательность и пытливость в процессе
учения; воспитывать чувство взаимопомощи и умение работать дружно.
Структура урока: Этап организации начала
занятия; этап формулирования темы занятия; этап повторения изученного
материала; этап изучения нового материала; этап первичного закрепления
полученных знаний, включение нового знания в ранее
приобретенные.
1. Этап организации начала занятия.
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на
занятии, сконцентрировать внимание детей, обеспечить мотивацию к активной
работе на уроке, к усвоению нового знания.
Фронтальная форма работы на данном этапе позволяет включить
каждого ученика в активную учебную деятельность, а стихотворная форма
организационного момента развивает память и организованность первоклассников.
Важным элементом организационного момента является то, что
учитель не только побуждает детей к проверке наличия всех необходимых на уроке
вещей, но и обращается к каждому ученику с пожеланием успеха в работе, что
ведет к формированию положительной учебной мотивации у первоклассников. Учитель
дает установку на дружную и успешную работу класса.
Кроме этого при посадке учеников за свои рабочие места
учителем была организована работа по повторению гласных и согласных звуков, что
являлось переходом к следующему этапу работы и актуализировало знания
первоклассников.
2. Этап формулирования темы занятия.
Дидактическая задача этапа: сформулировать тему и цели
работы на уроке, вспомнить правила успешной работы на уроке.
Учитель не дает готовой формулировки темы и целей работы на
уроке, а организует исследовательскую деятельность учащихся, в ходе которой
дети сами предполагают, с какими заданиями им предстоит работать на уроке, с
какой целью они предложены в учебнике. В итоге с помощью учителя первоклассники
формулируют тему урока, а учитель предлагает сравнить ее с той, которая
записана на доске. Данная работа трудна для первоклассников и занимает
достаточно много времени урока, но значение ее очень велико: учащиеся из
объекта обучения (которого учит учитель) постепенно превращается в субъекта учения (который понимает
чему и как он учится), а это является важнейшей задачей обучения в основной
школе.
На данном этапе урока учитель побуждает детей вспомнить
правила поведения и работы на занятии, чтобы оно было более эффективным.
3. Этап повторения изученного материала.
Дидактическая задача этапа: актуализировать опорные знания и
умения по заявленной теме, повторить характеристики звуков, упражнять в работе
со слого-звуковыми моделями слов, расширять кругозор
первоклассников.
Организация работы на уроке проходила в виде игры –
путешествия, что обусловлено возрастными особенностями учащихся, повышало их
познавательный интерес и активность.
На данном этапе учителем были предложены разнообразные
задания, в которых:
1. устанавливалось соответствие звуковой модели (схемы –
человечки) звукам речи.
Работа организована в виде фронтального обсуждения и
индивидуального выполнения задания с проверкой у доски;
2. велась орфографическая работа над написанием собственных
имен существительных: названий городов и правилами оформления предложений на
письме, над различением отдельных слов и предложений;
3. учитель обучал детей чтению слогов и слов с изучаемой
буквой, организовал анализ слого – звуковых схем и
подбор детьми слов к данным схемам;
4. восстанавливалось деформированное слово и печаталось
детьми в тетради.
Работу на данном этапе учитель сопровождал введением правил
написания заглавной буквы в словах – названиях и в начале предложения,
сформулированных в стихотворном виде, это способствовало их лучшему запоминанию
детьми.
Важным элементом работы на этом этапе явилось сочетание
материала из разных областей знаний, что обеспечивало межпредметные
связи и решало воспитательные задачи урока. Детям были предложены сведения о
городах – столицах некоторых стран, о тигре, о Красной книге.
В данный этап занятия были включены две физкульт. минутки разного
характера, которые не только способствовали снятию физического и эмоционального
напряжения учеников, но и решали образовательные задачи урока.
4. Этап изучения нового материала.
Дидактическая задача этапа: обеспечить осмысление детьми
сведений о написании с заглавной буквы географических названий.
Новый материал предлагается учащимся не в готовом виде, а
организуемая учителем работа по сравнению и анализу двух написаний (тигр и
Тигр) ведет к формулированию предположений детьми и открытию нового знания.
Фронтальная работа на данном этапе позволяет каждому ребенку
высказать свои предположения и гипотезы, а учителю позволяет направлять размышления
детей в нужное русло.
Учитель работает над расширением кругозора учеников через
введение новых сведений о реке Тигр, использует при этом иллюстративный
материал.
5. Этап первичного закрепления полученных знаний,
включения новых знаний в ранее приобретенные.
Дидактическая задача этапа: организовать первичное
закрепление сведений о написании с заглавной буквы географических названий,
расширить имеющиеся у учащихся сведения о понятии «географические названия»,
обобщить все случаи написания слов с заглавной буквы.
На этапе первичного закрепления и обобщения знаний детьми
выполняются задания на объяснение написаний слов в учебнике. Учитель побуждает
учеников обобщить все слова и сделать вывод, когда слова пишутся с заглавной
буквы.
С помощью специально подобранного стихотворения учитель
расширяет понятие «географические названия» - это не только названия городов и
рек, но и названия морей, стран, островов, звезд, планет.
Ведется учителем и работа над расширением кругозора учащихся
через сообщение дополнительных сведений о реках По, Пра, о боге Солнца Ра.
Общие выводы по уроку:
Цели урока сформулированы четко, полностью. Содержание урока
соответствует его теме и целям, задания подобраны таким образом, что их
выполнение ведет к отработке ранее открытых способов действий, к конкретизации
имеющихся знаний.
Урок проведен по технологии «Школа 2100» с использованием
заданий развивающего характера.
В ходе урока осуществлялся личностно-ориентированный подход
к обучению.
Цели урока достигнуты: продолжена работа над формированием у
учащихся навыка чтения, обобщались правила написания слов – названий и начала
предложения с заглавной буквы.
Учитель подобрал содержание урока с учетом поставленных целей, разнообразил формы работы с учетом возрастных особенностей детей. В ходе урока решались и развивающие цели: формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки, доказывать и обосновывать свою точку зрения. На каждом этапе занятия учителем использовался заранее приготовленный демонстрационный и раздаточный материал, что делало процесс обучения четко организованным, способствовало лучшему запоминанию учебного материала. Использование на уроке игры – путешествия повышало интерес учеников и мотивировало их на более активную работу.