Агурина Т. В.

 

Комментарии к уроку Кондратенко Людмилы Ивановны,

 

учителя начальных классов МОУ «Сельцовская СОШ №1».

 

 

 

Тема урока: Заглавная буква И. Написание заглавной буквы И в именах людей и географических названиях. Упражнение в чтении и письме.

 

 

 

Тип урока: урок комбинированный. Имеет целью закрепление знаний, включение новых знаний в ранее приобретенные.

 

 

 

Цели урока:

 

1.     Упражнять ребят в чтении слов с буквой И.

 

2.     Конкретизировать и дополнить знания детей о написании заглавной буквы И в именах людей и географических названиях.

 

3.     Учить детей различать слова и предложения.

 

4.     Упражнять детей в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.

 

 

 

Задачи урока:

 

1.     Образовательные: продолжить работу над слого-звуковым анализом слов, над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью.

 

2.     Развивающие: развивать устную речь учащихся, их кругозор, развивать образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук, развивать умение анализировать, обобщать.

 

3.     Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы; воспитывать усидчивость, аккуратность, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения; воспитывать чувство взаимопомощи и умение работать дружно.

 

 

 

Структура урока: Этап организации начала занятия; этап формулирования темы занятия; этап повторения изученного материала; этап изучения нового материала; этап первичного закрепления полученных знаний, включение нового знания в ранее приобретенные.

 

1. Этап организации начала занятия.

 

Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии, сконцентрировать внимание детей, обеспечить мотивацию к активной работе на уроке, к усвоению нового знания.

 

Фронтальная форма работы на данном этапе позволяет включить каждого ученика в активную учебную деятельность, а стихотворная форма организационного момента развивает память и организованность первоклассников.

 

Важным элементом организационного момента является то, что учитель не только побуждает детей к проверке наличия всех необходимых на уроке вещей, но и обращается к каждому ученику с пожеланием успеха в работе, что ведет к формированию положительной учебной мотивации у первоклассников. Учитель дает установку на дружную и успешную работу класса.

 

Кроме этого при посадке учеников за свои рабочие места учителем была организована работа по повторению гласных и согласных звуков, что являлось переходом к следующему этапу работы и актуализировало знания первоклассников.

 

2. Этап формулирования темы занятия.

 

Дидактическая задача этапа: сформулировать тему и цели работы на уроке, вспомнить правила успешной работы на уроке.

 

Учитель не дает готовой формулировки темы и целей работы на уроке, а организует исследовательскую деятельность учащихся, в ходе которой дети сами предполагают, с какими заданиями им предстоит работать на уроке, с какой целью они предложены в учебнике. В итоге с помощью учителя первоклассники формулируют тему урока, а учитель предлагает сравнить ее с той, которая записана на доске. Данная работа трудна для первоклассников и занимает достаточно много времени урока, но значение ее очень велико: учащиеся из объекта обучения (которого учит учитель) постепенно превращается в субъекта учения (который понимает чему и как он учится), а это является важнейшей задачей обучения в основной школе.

 

На данном этапе урока учитель побуждает детей вспомнить правила поведения и работы на занятии, чтобы оно было более эффективным.

 

 

3. Этап повторения изученного материала.

 

Дидактическая задача этапа: актуализировать опорные знания и умения по заявленной теме, повторить характеристики звуков, упражнять в работе со слого-звуковыми моделями слов, расширять кругозор первоклассников.

 

Организация работы на уроке проходила в виде игры – путешествия, что обусловлено возрастными особенностями учащихся, повышало их познавательный интерес и активность.

 

На данном этапе учителем были предложены разнообразные задания, в которых:

 

1. устанавливалось соответствие звуковой модели (схемы – человечки) звукам речи.

 

Работа организована в виде фронтального обсуждения и индивидуального выполнения задания с проверкой у доски;

 

2. велась орфографическая работа над написанием собственных имен существительных: названий городов и правилами оформления предложений на письме, над различением отдельных слов и предложений;

 

3. учитель обучал детей чтению слогов и слов с изучаемой буквой, организовал анализ слого – звуковых схем и подбор детьми слов к данным схемам;

 

4. восстанавливалось деформированное слово и печаталось детьми в тетради.

 

Работу на данном этапе учитель сопровождал введением правил написания заглавной буквы в словах – названиях и в начале предложения, сформулированных в стихотворном виде, это способствовало их лучшему запоминанию детьми.

 

Важным элементом работы на этом этапе явилось сочетание материала из разных областей знаний, что обеспечивало межпредметные связи и решало воспитательные задачи урока. Детям были предложены сведения о городах – столицах некоторых стран, о тигре, о Красной книге.

 

В данный этап занятия были включены две физкульт. минутки разного характера, которые не только способствовали снятию физического и эмоционального напряжения учеников, но и решали образовательные задачи урока.

 

4. Этап изучения нового материала.

Дидактическая задача этапа: обеспечить осмысление детьми сведений о написании с заглавной буквы географических названий.

 

Новый материал предлагается учащимся не в готовом виде, а организуемая учителем работа по сравнению и анализу двух написаний (тигр и Тигр) ведет к формулированию предположений детьми и открытию нового знания.

 

Фронтальная работа на данном этапе позволяет каждому ребенку высказать свои предположения и гипотезы, а учителю позволяет направлять размышления детей в нужное русло.

 

Учитель работает над расширением кругозора учеников через введение новых сведений о реке Тигр, использует при этом иллюстративный материал.

 

5. Этап первичного закрепления полученных знаний, включения новых знаний в ранее приобретенные.

 

Дидактическая задача этапа: организовать первичное закрепление сведений о написании с заглавной буквы географических названий, расширить имеющиеся у учащихся сведения о понятии «географические названия», обобщить все случаи написания слов с заглавной буквы.

 

На этапе первичного закрепления и обобщения знаний детьми выполняются задания на объяснение написаний слов в учебнике. Учитель побуждает учеников обобщить все слова и сделать вывод, когда слова пишутся с заглавной буквы.

 

С помощью специально подобранного стихотворения учитель расширяет понятие «географические названия» - это не только названия городов и рек, но и названия морей, стран, островов, звезд, планет.

 

Ведется учителем и работа над расширением кругозора учащихся через сообщение дополнительных сведений о реках По, Пра, о боге Солнца Ра.

 

Общие выводы по уроку:

 

Цели урока сформулированы четко, полностью. Содержание урока соответствует его теме и целям, задания подобраны таким образом, что их выполнение ведет к отработке ранее открытых способов действий, к конкретизации имеющихся знаний.

 

Урок проведен по технологии «Школа 2100» с использованием заданий развивающего характера.

 

В ходе урока осуществлялся личностно-ориентированный подход к обучению.

 

Цели урока достигнуты: продолжена работа над формированием у учащихся навыка чтения, обобщались правила написания слов – названий и начала предложения с заглавной буквы.

 

Учитель подобрал содержание урока с учетом поставленных целей, разнообразил формы работы с учетом возрастных особенностей детей. В ходе урока решались и развивающие цели: формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки, доказывать и обосновывать свою точку зрения. На каждом этапе занятия учителем использовался заранее приготовленный демонстрационный и раздаточный материал, что делало процесс обучения четко организованным, способствовало лучшему запоминанию учебного материала. Использование на уроке игры – путешествия повышало интерес учеников и мотивировало их на более активную работу.

Hosted by uCoz