Агурина Т. В.

 

Комментарии к уроку Кондратенко Людмилы Ивановны,

 

учителя начальных классов МОУ «Сельцовская СОШ №1».

 

 

 

 

Тема урока: Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях. Упражнение в чтении и письме.

 

 

 

Тип урока: урок комбинированный. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний, включение новых знаний в ранее приобретенные.

 

Цели урока:

 

1.     Учить ребят писать заглавную букву И.

 

2.     Упражнять в написании заглавной буквы в именах людей и географических названиях.

 

3.     Учить детей различать слова и предложения.

 

4.     Упражнять детей в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.

 

Задачи урока:

 

1.     Образовательные: продолжить работу над слого-звуковым анализом слов, над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью.

 

2.     Развивающие: развивать устную речь учащихся, их кругозор, развивать образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук, развивать умение анализировать, обобщать.

 

3.     Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы; воспитывать усидчивость, аккуратность, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения; воспитывать чувство взаимопомощи и умение работать дружно.

 

Структура урока: Этап организации начала занятия и актуализации опорных знаний; этап установления ассоциативной связи изображения лебедя и графического образа заглавной буквы И; этап подготовки руки учащихся к письму (этап штриховки); этап знакомства с написанием заглавной буквы И и написания слов с изученными буквами; этап обучения записи предложения; этап подведения итогов занятия.

 

1. Этап организации начала занятия и актуализации опорных знаний.

 

Дидактическая задача этапа: обобщить знания, полученные на уроке обучения чтению, подготовить учащихся к работе на занятии, сконцентрировать внимание.

 

По причине нехватки времени на предыдущем занятии, учитель перенес этап подведения итогов урока на этап организации начала занятия. Это позволило не только обобщить знания, полученные на первом уроке, но и обеспечить актуализацию нового материала, подготовить детей к работе на уроке.

 

Учитель акцентирует внимание детей на основных вопросах темы, с помощью серии вопросов направляет общеклассное обсуждение на осознание каждым ребенком своего продвижения в учебном материале. Учителем задаются вопросы «Что нового мы узнали?», «Что мы повторяли?», направленные на развитие у учащихся умения рефлексировать собственную деятельность.

 

2. Этап установления ассоциативной связи изображения лебедя и графического образа заглавной буквы И.

 

Дидактическая задача этапа: через тематическую беседу по рисунку и ассоциативные связи буквы и образа лебедя способствовать запоминанию каждым учащимся графического образа заглавной буквы И; расширять кругозор детей через знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

 

Фронтальная форма работы на данном этапе позволила включить учащихся в активную познавательную деятельность, дала возможность высказывать свои догадки всем желающим.

 

Работа на данном этапе сюжетно продолжала игру – путешествие предыдущего урока, что повысило интерес детей к изучаемому материалу.

 

Для повышения эффективности работы на этом этапе учитель использовал способ ассоциативного запоминания графического образа заглавной буквы И через образ лебедя.

 

3. Этап подготовки руки учащихся к письму (этап штриховки).

 

Дидактическая задача этапа: развивать мелкую мускулатуру кисти детей, упражнять в штриховке изображений, подготавливать руку ребенка к письму, развивать творческое мышление учащихся.

 

Работа на данном этапе носила индивидуальный характер, учитель оказывал помощь тем учащимся, которые нуждались в ней. Упражнения были направлены на развитие мелкой моторики руки детей через штриховку рисунка лебедя.

 

Детям была предоставлена возможность выбирать способы штриховки что способствовало развитию их творческих способностей.

 

Кроме того учителем была предусмотрена дополнительная работа для детей, работающих в более высоком темпе, это позволило учитывать индивидуальные особенности учащихся, степень их подготовленности к обучению.

 

4. Этап знакомства с написанием заглавной буквы И и написания слов с изученными буквами.

 

Дидактическая задача этапа: проанализировав поэлементный состав заглавной буквы И, познакомить учащихся с написанием этой буквы, упражнять в написании новой и ранее изученных букв в словах.

 

Большое внимание в работе на этом этапе учитель уделил развитию у учащихся умения сравнивать написания букв, проводить их поэлементный анализ, грамотно называть составные элементы букв, находить одинаковые элементы в разных буквах.

 

Эти упражнения направлены на развитие логического мышления и речи детей.

 

На этапе обучения написанию заглавной буквы И учителем были предложены разнообразные задания, при выполнении которых у детей задействованы разные органы чувств для лучшего запоминания образа буквы и порядка ее написания: речевое проговаривание и слушание, зрительный образ, тактильное ощущение (письмо на ладошке), тактильная память (письмо в воздухе).

 

Учитель стимулировал старание учеников приемом мини-соревнования (лучшие буквы записать на доске).

 

Для снятия мышечного напряжения и для эмоциональной разрядки в данный этап работы на уроке учителем были включены две физкультурные паузы разного характера.

 

5. Этап обучения записи предложения.

 

Дидактическая задача этапа: познакомить учащихся с правилами записи предложений, записать предложение с изученными буквами.

 

Работа над предложением на этом этапе занятия тесно связана с предыдущим уроком обучения чтению, что поддерживало сюжетную канву урока и придавало ему логически завершенный вид.

 

Учителем не давались правила записи предложения в готовом виде, а благодаря организованному наблюдению за языковым материалом, ученики сами открывали эти правила, а учитель помогал их сформулировать и настраивал детей на их запоминание.

 

При подготовке к записи предложения учитель еще раз обращает внимание детей на орфограммы, встречающиеся в данном предложении, эта работа является продолжением работы на уроке обучения чтению.

 

6. Этап подведения итогов занятия.

 

Дидактическая задача этапа:  дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 

Учитель подводит итог сделанному на уроке, еще раз акцентируя внимание учащихся на основных вопросах темы. Подчеркивает, что это только первый урок по данной теме и если кто-то не совсем разобрался в ней, есть время на понимание и отработку материала, настраивает учеников на дальнейшую работу по заявленной теме.

 

Отдельное внимание было уделено ученикам, которым было не все понятно и возникли трудности, учитель побуждает их озвучить свои трудности, выявить их причины и настроить на их дальнейшее устранение.

 

Итогом работы на уроке явилось использование приема цветовой рефлексии, когда дома детям предлагается раскрасить рисунок рыбки цветом, соответствующим их ощущению от работы на уроке. Важность этой работы в развитии у учащихся способности возвращаться и анализировать свою работу на уроке, выявлять причины трудностей, описывать родителям события школьной жизни.

 

Общие выводы по уроку:

 

Цели урока сформулированы четко, полностью. Содержание урока соответствует его теме и целям, задания подобраны таким образом, что их выполнение ведет к отработке ранее открытых способов действий, к конкретизации имеющихся знаний и открытию новых знаний, их первичному закреплению.

 

Урок проведен по технологии «Школа 2100» с использованием заданий развивающего характера.

 

В ходе урока осуществлялся личностно-ориентированный подход к обучению.

 

Цели урока достигнуты: продолжена работа над формированием у учащихся навыка письма, обобщались правила написания слов – названий и начала предложения с заглавной буквы, дети познакомлены с написанием новой для них буквы.

 

Учитель подобрал содержание урока с учетом поставленных целей, разнообразил формы работы с учетом возрастных особенностей детей. В ходе урока решались и развивающие цели: формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки, доказывать и обосновывать свою точку зрения. На каждом этапе занятия учителем использовался заранее приготовленный демонстрационный и раздаточный материал, что делало процесс обучения четко организованным, способствовало лучшему запоминанию учебного материала. Использование на уроке игры – путешествия повышало интерес учеников и мотивировало их на более активную работу.

 

Учитель легко изменял структуру урока в зависимости от темпа работы учащихся и степени усвоения ими нового материала, это позволило логически завершить занятие и выполнить поставленные задачи.

 

 

 

 

Hosted by uCoz